ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Языков Евгений Юрьевич  –  преподаватель кафедры оперативного искусства и общевоенных дисциплин, Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С. М. Штеменко, Краснодар, Россия, yasjazzikov@gmail.com

УДК: 355.23

Гражданско-правовая культура личности, являясь элементом базовой личностной культуры, имеет специфическое содержание у представителей разных профессиональных общностей, заключающееся в особых преференциях и/или табу относительно общественной, экономической, политической активности. Данное положение характерно для военно-профессиональной сферы с соответствующей профессиональной миссией, целями, средствами и т. д., отражающимися и в стратегии военно-профессионального образования. В частности, ввиду специфики ценностно-целевых ориентиров военно-профессиональной деятельности в процессе подготовки к ней нередки случаи доминирования, «вытеснения» общегражданских ориентиров образования и воспитания соответствующими профессиональными ориентирами. В результате выпускники военных учебных заведений, будучи качественно подготовленными к реализации профессиональных ролей и функций, испытывают ценностно-ориентационные, смысловые, когнитивные и поведенческие затруднения при необходимости выполнения иных социальных ролей, в частности при выполнении общегражданских социальных функций. В процессе профессиональной подготовки у курсантов эффективно формируются имен-но профессионально-обусловленные установки и паттерны поведения, которые закрепляются в процессе военно-профессиональной деятельности и начинают распространяться за пределы служебных условий, на внетрудовые аспекты жизнедеятельности. Разработанная технология формирования гражданско-правовой культуры личности обучающихся военных вузов обеспечивает поэтапное создание организационно-педагогических условий таким об-разом, что на каждом этапе, в соответствии со стоящими задачами, создаются комплексы ключевых условий посредством использования адекватных педагогических средств и методов. Последовательность этапов отражает порядок акцентированного развития определенных структурных компонентов, базирующийся на закономерностях формирования и развития качеств личности.

Ключевые слова: учебные заведения, правовая культура, гражданская культура, военнослужащие, структура личности, гражданские права, ценностные ориентации, патриотизм

Для цитирования: Языков Е. Ю. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 49–68.

Список литературы:

  1. Гуляев И. И.  Гражданская и правовая культура российской молодежи : учебное пособие для вузов.  М.: Издательство Юрайт, 2019. 124 с.
  2. Сморгунова В. Ю., Калинина Е.Ю. Современные образовательные технологии в обучении на юридическом факультете: формирование правосознания и становление профессионала // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 191. С. 21–31.
  3. Шамсутдинова Д. В. Парадигмы социокультурного воспитания гражданско-правовой культуры молодежи // Вестник КАЗГУКИ. 2018. № 1. С.129–134.
  4. Гревцева Г. Я. К вопросу о гражданской культуре молодежи // IX Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: память культуры и культура памяти». Сборник материалов международной научной конференции. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2020. С. 193–196.
  5. Саркисова Н. А. Политическая и правовая культура и ее влияние на электоральную активность молодежи // Россия в современном мире: политико-правовой аспект. Материалы II международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2016. С. 317–325.
  6. Власов А. Е., Гилязетдинов М. Р.  Формирование правового сознания у курсантов ведомственных вузов // Развитие правовой культуры и правосознания граждан в Пермском крае: опыт, проблемы и перспективы»: материалы краевой научно-практической конференции / под ред. П. В. Микова. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. С. 106–109.
  7. Донецкая О. И. Воспитание политико-правовой культуры и активной гражданской позиции. URL:  http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2001/gl2_3_1.htm.
  8. Кузнецова Л. В. Гражданская активность как показатель личностного развития сотрудника полиции // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2023. № 23-2. С. 120–122.
  9. Оборочан Т. П., Томилин А. Н. Методологические основания формирования правовой культуры у курсантов морского вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 174–177.
  10.  Ядрышников К. С. Проблемы формирования правовой культуры у студентов среднего профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-pravovoy-kultury-u-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.

Читать