ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ КАЗАХСТАНА

Абугалиева Гульшат Сержановна  –  старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, Уральск, Казахстан, gulshat521336@mail.ru

Кекеева Зинаида Очировна  –  доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры психологии и педагогики высшей школы, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия, kekeeva-zo@yandex.ru

УДК: 378.4

Раскрыта роль полиязычного образования при подготовке будущих педагогов в высшей школе Казахстана, рассмотрены теоретические основы развития полиязычного образования. Обоснован вклад великих просветителей казахского народа в развитие гармоничных отношений и сотрудничества народов России в истории и культуре Казахстана. Отмечено: полиязычное образование будущего педагога в вузе (как одно из средств развития коммуникаций и взаимопонимания между людьми) способствует приобщению детей и молодежи к познанию воспитательного потенциала традиций народов Казахстана в поликультурном сообществе. Сделан вывод о том, что полиязычное образование будущих педагогов способствует формированию профессиональной компетентности в педагогической деятельности. Определены теоретические основы полиязычного образования в профессиональной подготовке будущего педагога в вузе, которые способствуют эффективному коммуникативному взаимодействию с представителями других культур, определению личностных установок и коммуникативных стратегий поведения в поликультурной среде, преодолению проблем взаимопонимания. На материале эмпирического исследования доказана успешность технологии профессиональной подготовки будущих педагогов при изучении трех языков (казахского, русского, английского) в полиязычном образовании вуза на основе воспитательного потенциала народных традиций этносов Казахстана при формировании готовности студентов к педагогической деятельности. Материалы статьи могут быть использованы для чтения лекций по сравнительной педагогике, этнопедагогике, а также при организации и проведении педагогической практики будущих педагогов в поликультурном образовательном пространстве школы.

Ключевые слова: педагог, полиязычное образование, вуз, профессиональная подготовка, народные традиции, культура, Казахстан, русский язык

Для цитирования: Абугалиева Г. С., Кекеева З. О. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ КАЗАХСТАНА // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 126–142.

Список литературы:

  1. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2015. С. 26–27.
  2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство Юрайт, 2023. 440 с.
  3. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: URSS, 2005. 230 с.
  4. Осиянова О. М. Многоязычие как определяющий подход языковой политики в современном лингвистическом образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 1. С. 102–106.
  5. Айтбаева Б. М., Кадина Ж. З., Сатеева Б. С., Акжунусова Н. Б., Горная А. Роль и место государственного языка в полиязычном образовании республики Казахстан // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-1. С. 121–123.
  6. Сандыбаева Н. А., Дмитрюк Н. В. Русский язык в Казахстане: статус, реалии, витальность, тенденции // Научные известия. 2019. № 6. С. 24–29.
  7. Агманова А. Е. Русский язык как иностранный: теория усвоения и практика обучения в Казахстане // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. И. К. Аммосова. 2020. № 4. С. 5–12.
  8. Сырымбетова Л. С., Жумашев Р. М., Ныгметулы Д., Шункеева С. А., Жетписбаева Б. А. Методологические подходы и основные стратегии обучения трем языкам в Республике Казахстан // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7.  № 4. С. 72–92.
  9. Аманжолова К. Б. Казахские просветители конца XIX – начала XX веков и их роль в формировании культурной традиции освоения русского языка в иноязычной среде // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5 (92). С. 42–55.
  10. Балгазина Б. С. Полиязычное образование: перспективы и риски // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-7. С. 1235–1238.
    URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35045.
  11. Жилбаев Ж. О., Мукатова М. Е., Сырымбетова Л. С., Тастанова А. К. Современное педагогическое образование в Казахстане: возможности для развития // Научный альманах. 2015. № 10-2 (12). С. 183–191.
  12. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Алматы: БАУР, 2005. 200 с.
  13. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (97). С. 32–36.
  14. Жетписбаева Б. А. К вопросу о теоретико-методологической концептуализации полиязычного образования // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2014. № 8. С. 127–135.

Читать