ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАНДШАФТА

Смирнова Регина Валерьевна  –  кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, r-nazarova@mail.ru

Коробкова Ольга Михайловна  –  кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, olga-korobkova@mail.ru

Симонова Татьяна Николаевна  –  доктор педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой коррекционной педагогики, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, tsimonova52@mail.ru

УДК: 37

Обоснована значимость процесса формирования культуры здоровья как фактора безопасного образовательного ландшафта обучающихся, выделены необходимые условия для данного процесса. Культура здоровья (как элемент культуры личности в целом) состоит из когнитивно-деятельностного, мотивационного и поведенческого компонентов. Она оказывает влияние на социализацию и самоутверждение индивида в обществе с опорой на основные определяющие в контексте психологического, физического и социального развития данного индивида. Изучено отношение обучающихся и педагогов к культуре здоровья как ценности современного общества, а также роль культуры в обеспечении безопасности общества. Исследование проводилось методом анкетирования, в котором приняли участие 77 респондентов. Результаты опроса позволили более полно описать выделенные учеными условия формирования культуры здоровья в безопасном образовательном ландшафте, а именно: учет системно-аксиологического, культуроцентрического, индивидуального и деятельностно-дифференцированного подхода; опору на следующие принципы: научности, гуманизации, индивидуальности, непрерывности, систематичности и цикличности; соблюдение валеологических требований; самосовершенствование личности, направленное на повышение уровня личного физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также психологического состояния; понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности.

Ключевые слова: культура здоровья, безопасность, составляющие культуры здоровья, формирование культуры здоровья обучающихся, условия формирования культуры здоровья в безопасном образовательном ландшафте, обучающиеся, здоровьесберегающие технологии

Для цитирования: Смирнова Р. В., Коробкова О. М., Симонова Т. Н. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАНДШАФТА // Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 24–39.

Список литературы:

  1. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека. М.: Владос, 2000. 189 с.
  2. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Кострома: КГПУ, 1996. 246 с.
  3. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. 272 с.
  4. Зайцев Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: автореферат дис ... док. пед. наук: 13.00.01 / Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 1998. 48 с.
  5. Ахмадуллина Х. М., Татарникова Л. Г., Ахмадуллин У. З. Генерализация феномена культуры здоровья в педагогической науке // Вестник ВЭГУ. 2016. № 3 (83).  С. 12–20.
  6. Каратаева Т. А. Здоровье населения как важный фактор экономической безопасности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 5. С. 142–145.
  7. Кандыбович С. Л., Секач М. Ф. Здоровье населения – залог стабильности и безопасности государства // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 4. С. 32–38.
  8. Волошина Л. Н., Демидович О. В. Здоровьеориентированная образовательная система как феномен современной теории и практики социального воспитания // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. Том 18. С. 126–129.
  9. Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Культура здоровья и безопасности / Методические рекомендации; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. 54 с.
  10. Трещева О. Л., Карпеев А. Г., Криживецкая О. В., Терещенко А. А. Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 154–157.
  11. Колычева З. И. Комплексный подход к формированию культуры здоровья в системе образования // Экологическая безопасность и безопасность жизнедеятельности: современные проблемы и поиски решения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (20 апреля 2012 г., Тобольск). Тобольск, 2012. С. 76–81.
  12. Горбушина С. Н. Система формирования здорового образа жизни у студентов педагогического вуза // Вестник Башкирского университета. 2005. № 3. С. 120–122.
  13. Чедов К.  В. Теоретико-методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 287–290.

Читать