КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ: МЕТОДЫ И ПРАКТИКИ

Жовнер Евгений Валерьевич  –  магистрант кафедры психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, zhovner.yevgeniy@mail.ru

Александрова Светлана Евгеньевна  –  старший преподаватель кафедры физической культуры, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, zhovner.yevgeniy@mail.ru

УДК: 159.922.8

На основе анализа отечественных и зарубежных источников, посвященных развитию когнитивной деятельности подростков, их поведенческим особенностям, описаны основные методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Авторы подчеркивают, что каждый подросток уникален и его опыт может варьироваться. Однако существуют некоторые общие факторы, которые способствуют возникновению многочисленных проблем в общении. Один из таких факторов – буллинг, охватывающий физическое, вербальное или социальное насилие в школьной среде. Постоянное издевательство и унижение со стороны сверстников может привести к чувству неполноценности, отчуждению и страху, что в свою очередь вызывает у подростка тревогу и депрессию. В статье отмечается, что с развитием цифровых технологий появились новые формы жестокости, такие как кибербуллинг и киберсталкинг. Первый включает использование Интернета и социальных медиа для оскорблений, угроз и дискриминации, второй представляет собой навязчивое преследование и наблюдение за подростком в Интернете. Оба этих явления могут привести к ощущению беспомощности, страху и социальной изоляции, вызывая тревогу и депрессию. Авторы делают акцент на важности подбора в каждом конкретном случае в работе с подростками оптимального метода, применение которого помогает достичь позитивных изменений в психологическом благополучии и развитии. В статье делается вывод о том, что КПТ является эффективным и широко применяемым методом в работе психолога с подростками.

Ключевые слова: воспитание, подросток, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), буллинг, кибербуллинг, киберсталкинг

Для цитирования: Жовнер Е. В., Александрова С. Е. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ: МЕТОДЫ И ПРАКТИКИ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 1. С. 53–67.

Список литературы:

  1. Kendall P. C., Southam-Gerow M. A. Long-term follow-up of a cognitive – behavioral therapy for anxiety-disordered youth // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2006. Vol. 64 (4). P. 724–730.
  2. Ollendick T. H., Silverman, W. K. Evidence-based assessment of anxiety and its disorders in children and adolescents // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2005. Vol. 34 (3). P. 380–411.
  3. Добсон Д., Добсон К. Научно-обоснованная практика в когнитивно-поведенческой терапии: практическое издание. СПб.: Питер, 2021. 400 с.
  4. Мартынюк Ю. О. Когнитивная терапия депрессивных состояний // Современная терапия в психиатрии и неврологии. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-terapiya-depressivnyh-sostoyany.
  5. Эллис А. Рациональная психотерапия // TACD Journal. 1989. Т. 17. №. 1. С. 67–80.
  6. Мейхенбаум Д. Х., Гудман Дж. Обучение импульсивных детей разговору с самим собой: средство развития самоконтроля // Журнал ненормальной психологии. 1971. Т. 77. № 2. С. 115–126.
  7. Павловская Н. Г., Байкадамов Д. В. Особенности логического мышления современных подростков // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-logicheskogo-myshleniya-sovremennyh-podrostkov.
  8. Выготский Л. С. Педология и психотехника // Культурно-историческая психология. 2010. № 2. С. 105–120.
  9. Додж К. А. Социально-когнитивные механизмы в развитии расстройств поведения и депрессии // Ежегодный обзор психологии.  1993. Т. 44. №. 1. С. 559–584.
  10. Garber J., Flynn C. Predictors of depressive cognitions in young adolescents // Cognitive Therapy and Research. 2001. Т. 25. С. 353–376.
  11. О'Коннор Т., Кресвелл К. Когнитивно-поведенческая терапия с точки зрения развития // Когнитивно-поведенческая терапия для детей и семей.  2005. Т. 2. С. 25–47.
  12. Гончарова В. С. Теоретический анализ феномена привязанности в зарубежной психологии // SCIENCE AND EDUCATION: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 февраля 2021 года. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2021. С. 155–159.
  13. Чекалина Е. С., Чеботарева Е. Ю. Представления об отношениях привязанности у людей с разными стилями привязанности // Актуальные проблемы психологической науки: сборник статей и выступлений международной научной конференции, Москва, 10–12 мая 2018 года / Под редакцией Е. С. Горбуновой. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр», 2019. С. 314–316.
  14.  Лихи Р. Терапия эмоциональных схем. Сам себе психолог.  СПб.: Изд-во Питер, 2019. 448 с.
  15. Chang-Liang R., Denney D. R. Applied relaxation as training in self-control //Journal of Counseling Psychology. 1976. Т. 23. №. 3. С. 183–189. 
  16. Ковалева А. А. Релаксация как метод предупреждения психоэмоционального напряжения у младших школьников // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 05 апреля 2020 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С. 90–93.

Читать