СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ КАК РОДОВОГО ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ

Давыдова Людмила Николаевна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогики, Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия, lugena2003@mail.ru

Фирсов Кирилл Николаевич  –  кандидат педагогических наук; доцент кафедры психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, kfirsov86@mail.ru

УДК: 37.025.3

Действительность всегда наполнена неожиданностями, и человек может оказаться под воздействием различных стрессоров и неблагоприятных ситуаций. Проблема устойчивости на уровне индивида давно изучается учеными разных стран. В настоящее время вектор исследований сместился в сторону разработки теории и практики резильентности, фокусируясь на общем понимании данного феномена как способности индивида преодолевать сложные ситуации и разные обстоятельства жизнедеятельности, сохранять психологическое равновесие, успешно восстанавливаться и адаптироваться в неблагоприятных условиях, позитивно развиваться в дальнейшем и достойно встречать новые риски и вызовы. В статье рассматривается резильентность как педагогический феномен, структурно-содержательная характеристика которого представлена с позиций родового понятия. Авторы обращают внимание на то, что при формулировке видового определения резильентности в педагогике иногда не выдерживается соотношение родового (подчиняющего) понятия и видового (подчиненного) понятия, это приводит к нарушению терминологической субординации, прямому дублированию, игнорированию существенных признаков феномена. В связи с этим подтверждается актуальность проведенного исследования, цель которого направлена на теоретическое обоснование содержания родового понятия «резильентность», его структуры и функций. На основе сравнения определений, контент-анализа содержания понятия «резильентность» и логического обобщения выделен его конструкт, включающий преодоление, восстановление, адаптацию, развитие, а также внутренние и внешние ресурсы. Представлена уточненная дефиниция резильентности как родового понятия, учитывающая ее естественную природу. В результате исследования впервые определены функции резильентности как родового понятия (мобилизирующая, реабилитационная, адаптационная, развивающая), характеризующие взаимообусловленность слагаемых конструкта. Разработана структурно-функциональная модель резильентности как родового понятия, представляющая связи между структурой, функциями и их содержанием.

Ключевые слова: жизнестойкость; устойчивость; резильентность; родовое и видовое понятие; внутренние ресурсы; внешние ресурсы; функции резильентности; структурно-функциональная модель резильентности

Для цитирования: Давыдова Л. Н., Фирсов К. Н. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ КАК РОДОВОГО ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 4. С. 28–56.

Список литературы:

1. Garmezy N. A., Masten A., Cicchetti D., Nuechterlein K., Weintraub S. Risk and protective factors in the development of psychopathology. Cambridge University Press; New York, 1990. Р. 527–534. URL: https://www.semanticscholar.org/ paper/Risk-and-protective-factors-in-the-development-of-Takesada/3924fe99cd7ccee33900e436fb9d94fe5254baed.

  2.  Luthar S. S., Zigler E. Vulnerability and competence: A review of research on resilience in childhood // American Journal of Orthopsychiatry. 1991. №. 61 (1). Р. 6–22. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 21148690_Luthar_SS_Zigler_E_Vulnerability_and_competence_a_review_of_research_on_resilience_in_childhood_Am_J_Orthopsychiatry6116-22.

3. Masten A., Best K., Garmezy N. Resilience and development: Contributions from the study of children who overcome adversity // Development and Psychopathology. 1990. № 2. Р. 425–444. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/development-and-psychopathology/ article/abs/resilience-and-development-contributions-from-the-study-of-children-who-overcome-adversity.

4. Rutter M., Masten A. S., Cicchetti D., Nuechterlein K. H., Weintraub S.  Psychosocial resilience and protective mechanisms. Risk and protective factors in the development of psychopathology. Cambridge; New York, 1990. C. 181–214. URL: https://www.cambridge.org/core/books/abs/risk-and-protective-factors-in-the-development-of-psychopathology/psychosocial-resilience-and-protective-mechanisms/78C2E7B49AC074104AAA5F75AC93BE38.

5. Cicchetti D., Rogosch F. The role of self-organization in the promotion of resilience in maltreated children // Development and Psychopathology. 1997. № 9. Р. 797–815. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 13781718_The_role_of_self-organization_in_the_promotion_of_resilience_in_ maltreated_children.

6. Luthar S. S., Cicchetti D., Becker B. The construct of resilience: a critical evaluation and guidelines for future work // Child Dev. 2000. Vol. 71 (3). Р. 543–562. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 12366925_The_Construct_of_Resilience_A_Critical_Evaluation_and_Guidelines_for_Future_Work.

7. Feldman R. What is resilience: an affiliative neuroscience approach // World Psychiatry. 2020. Vol. 19 (2). Р. 132–150.  URL: https://www.researchgate.net/publication/341316032_What_is_resilience_an_affiliative_neuroscience_approach.

8. Masten A.S. Resilience in Developmental Systems Principles, Pathways, and Protective Processes in Research and Practice // Oxford University Press. 2021. Р.  113–134. URL: https://www.researchgate.net/publication/350155833_Resilience_in_ Developmental_Systems_Principles_Pathways_and_Protective_Processes_in_Research_and_Practice_Principles_Pathways_and_Protective_ Processes_in_Research_and_Practice.

9. Ромашин В. Н., Атаманова Г. И. Ретроспективный анализ феномена стресса: физиологический и психологический поход // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 9А. С. 37–49.

10. Станишевская Ж. Стресс, индивид, личность. От дистресса к эустрессу // Studia Humanitatis. 2020. № 1. URL: https://st-hum.ru/content/stanishevskaya-zh-stress-individ-lichnost-ot-distressa-k-eustressu.

11. Ожерельева Т. А. Логические приемы и методы, применяемые при извлечении знаний // ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2018. № 6. С. 69–76.

12. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. 317 с.

13. Werner E. Risk, resilience, and recovery: perspectives from the Kauai longitudinal study // Development and psychopathology. 1993. Т. 5. С. 503–515. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1017/S095457940000612X?ysclid =m2d8hgbico904060848.

14.  Miller E. D. Reconceptualizing the role of resiliency in coping and treatment // Journal of loss and trauma. 2003. No 8. Р. 239–246. URL: https://www.researchgate.net/publication/233287533_Reconceptualizing_the_role_of_resiliency_in_coping_and_therapy.

15. Bonanno G. A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely adverse events? // American Psychologist. 2004. Vol. 59. Р. 20–28. URL: https://www.researchgate.net/publication/8909498_Loss_Trauma_and_Human_Resilience_Have_We_Underestimated_the_Human_Capacity_to_Thrive_After_Extremely_Aversive_Events.

16. Henderson N. Havens of Resilience // Educational Leadership, September. 2013. Vol. 71. No 1. P. 22–27. URL: https://ascd.org/el/articles/havens-of-resilience?crlt.pid=camp.FTWrzwlvHyzl.

17.  Masten A. S., Lucke C. M., Nelson K. M., Stallworthy I. C. Resilience in Development and Psychopathology: Multisystem Perspectives Institute of Child Development, University of Minnesota, Minneapolis, Minnesota. P. 521–549. URL:  https://www.annualreviews.org/content/journals/10.1146/annurev-clinpsy-081219-120307.

18. Tusaie K., Dyer J. Resilience: A Historical Review of the Construct // Holistic Nursing Practice. 2004. No 18 (1). P. 3–8. URL: https://www.researchgate.net/publication/8883380_Resilience_a_historical_review_of_the_construct.

19. Борисов А. М. Резильентность в зарубежной парадигме // Российские и зарубежные практики повышения резильентности образовательных организаций: материалы I Международной научно-практической конференции (29-30 сентября 2022 г.). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2022/ С. 25–30.

20. Valentin M. Self-Efficacy and Academic Resilience Among Grade 12 Students in a Private School: a Correlational Study // Psychology and Education: A Multidisciplinary Journal. 2023. Vol. 11. P. 225–231. URL: https://philpapers.org/archive/VALSAA-2.pdf.

21. Cicchetti D., Rogosch F. A.  The role of self-organization in the promotion of resilience in maltreated children // Development and Psychopathology. 1997. No 9 (4). P. 797–815. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 13781718_The_role_of_self-organization_in_the_promotion_of_ resilience_in_maltreated_children

22. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2016. 288 с.

23. Снопкова Е. И., Шатунова О. В. Междисциплинарное содержание концепта резильентности и его педагогические смыслы // Человеческий капитал. 2024. № 3 (183). С. 220–227.

24. Валиева Ф. И.  Резильентность: подходы, модели, концепции // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. Серия 12. Вып. 1.  С. 78–86. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/reziliantnost-podhody-modeli-kontseptsii.pdf.

25. Райхельгауз Л. Б. Дефинитивный анализ понятия «академическая резильентность» // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 32–40.

26. Виноградов В. Л., Шатунова О. В. Поливариантность факторов личностной резильентности и ее влияние на академическую успешность школьников // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 5. С. 85–99. URL: https://psyjournals.ru/journals/ pse/archive/2023_n5/pse_2023_n5_Vinogradov_Shatunova.pdf.

  27.    Корезин А. С., Мурашов С. Б. Резильентность социальных систем: сущность концепта и его применимость на разных уровнях социума // Российский научный журнал «Телескоп: журнал социологических и   маркетинговых исследований». 2021. № 1. С. 17–23.

28. Селиванова О. А., Быстрова Н. В., Дереча И. И., Мамонтова Т. С., Панфилова О. В.  Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf.

Читать