ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Путилов Руслан Аркадьевич  –  аспирант, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, ruslan2704@mail.ru

УДК: 377.09

Целью данного исследования является анализ и систематизация педагогических инструментов, которые могут быть использованы для успешной адаптации детей-сирот к обучению в вузе, что обеспечивает равные возможности их образования, личностное развитие, интеграцию в общество и социально-экономическое развитие, что способствует социальной справедливости, преодолению неравенства, социокультурной интеграции и предотвращению социальных проблем. Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть несосредоточенными, забывчивыми, а также могут испытывать трудности в управлении эмоциями. Нередко дети-сироты, привыкшие безвозмездно получать от государства определенные блага во время обучения в школе, ждут такого же отношения и в вузе. Возникающие проблемы в психоэмоциональном плане (агрессия, нервозность, депрессия и разочарование) требуют педагогический инструментарий, способствующий успешной адаптации детей-сирот к обучению в вузе. Она поможет устранить преграды и создать равные условия для образования детей, играющего важную роль в развитии личности и самореализации каждого человека. При этом дети-сироты (как и любая другая категория детей) имеют потенциал и таланты, которые могут быть раскрыты через образование. Педагогические инструменты адаптации помогают детям-сиротам развить навыки и умения, необходимые для успешного обучения и достижения своих целей, через создание поддерживающей и включающей образовательной среды.

Ключевые слова: воспитание детей-сирот, воспитательный процесс в вузе, педагогический инструментарий, инструменты адаптации детей-сирот

Для цитирования: Путилов Р. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 241–254.

Список литературы:

  1. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans/.
  2. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за 2022 год. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8cf2e493bcd6bf43ba790f5b5d1170f1/.
  3. Бубенцова Ю. А. Особенности адаптации детей-сирот в образовательных организациях // Colloquium-Journal. 2020. № 10-5(62). С. 30–32.
  4. Палаткина Г. В., Гутман В. А., Фитерман Р. А. Социально-экономическая адаптация детей-сирот как педагогическая категория // Современный ученый. 2017. № 3. С. 169–172.
  5. Чижкова М. Б. Социальная адаптация человека: основные смысловые аспекты рассмотрения // Избранные вопросы современной науки: монография / Центр научной мысли. Часть XXIV. М.: Издательство «Перо», 2017. С. 35–66.
  6. Афанасьева С. А. Характеристика понятий «адаптация», «социально-психологическая адаптация» и «дезадаптация» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 11-2(74). С. 6–8.
  7. Щеголева Е. В. Трудности социальной адаптации детей-сирот // Научный альманах. 2022. № 3-1(89). С. 161–165.
  8. Бойко Е. А. Ориентация в информационной среде как метод социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Академия профессионального образования. 2020. № 2 (93). С. 64–69.
  9. Лукошко-Смолкина Д. А., Посохова С. Т. Мотивы принятия ребенка в семью и жизненные ориентации замещающих родителей // Петербургский психологический журнал. 2022. № 38. С. 48–63.
  10. Умархаджиева С. Р. Особенности социальной адаптации студентов специальности «Социальная работа» на примере чеченского государственного университета // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 11. С. 70–72. 

Читать