ГЕНЕЗИС ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Палаткина Галина Владимировна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, palatkinag68@mail.ru

Батыршин Ренат Ильдарович  –  аспирант кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, r.i.batyrshin@mail.ru

УДК: 376

Рассмотрены истоки и ключевые этапы генезиса госпитальной педагогики в России и за рубежом. Выделены и описаны характерные особенности развития и формирования госпитальной педагогики в связи с эволюционированием, становлением и дальнейшим дифференцированием педиатрической и педагогической наук. Уделено внимание описанию специфики отечественного опыта организации госпитального образования для детей, длительно находящихся на лечении, в разные исторические периоды. Отражены вопросы становления и развития госпитальной педагогики, формирования моделей госпитального образования, особенности его организации на примере России и других стран. Проведен исторический обзор нормативно-правовых документов. Обоснована мысль о возникновении различных моделей госпитальной педагогики, а также зависимость этих моделей от особенностей того или иного типа заболеваний.

Ключевые слова: генезис госпитальной школы, генезис госпитальной педагогики, госпитальная педагогика, госпитальная школа, история педиатрических стационаров, история санаторных школ-интернатов, дети, находящиеся на длительном лечении

Для цитирования: Палаткина Г. В., Батыршин Р. И. ГЕНЕЗИС ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 161–187.

Список литературы:

1. Ярыгин В. Н., Полунина Н. В. Становление и развитие педиатрического образования в России и других странах // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2006. № 1. С. 108–110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-pediatricheskogo-obrazovaniya-v-rossii-i-drugih-stranah.

2. История Детской городской клинической больницы № 5 им. Филатова – история первой детской больницы России. URL: https://dgb-5.ru/o-bolnitse/istoricheskaya-spravka.

3. Баранов А. А, Альбицкий В. Ю., Шер С. А., Устинова Н. В. Отечественные традиции милосердия и благотворительности в сфере охраны здоровья детей в России // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennye-traditsii-miloserdiya-i-blagotvoritelnosti-v-sfere-ohrany-zdorovya-detey-v-rossii.

4. Отчет Елизаветинской клинической больницы. СПб., 1881. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_1492672/.

5. Очерк пятидесятилетней деятельности Елизаветинской клинической больницы для малолетних детей. 1844–1894. СПб., 1894.  URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_1492672/.

6. Очерк устройства Детской больницы принца Петра Ольденбургского. СПб., 1869. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_1379941/.

7. Вениаминова Г. Н., Инденбом Т. П. История больницы имени К. А. Раухфуса // Пространство и время. 2013. № 1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-bolnitsy-imeni-k-a-rauhfusa.

8. Альбицкий В. Ю., Винярская И.В. Старейшее педиатрическое учреждение России // Вопросы современной педиатрии. 2006. Том 5. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stareyshee-pediatricheskoe-uchrezhdenie-rossii.

9. Яблоков Н. В. Призрение детей в воспитательных домах // Демографическое обозрение. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prizrenie-detey-v-vospitatelnyh-domah.

10. Csinady R. V. et al. Hospital pedagogy, a bridge between hospital and school // Hungarian Educational Research Journal. 2015. Т. 5. № 2. С. 49–65. URL: http://herj.lib.unideb.hu/megjelent/html/55bfbbe7cbe42.

11. Долуев И. Ю., Большаков А. А. Особенности профессиональной деятельности тьютора в госпитальной школе // Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58–79. URL: http://aguped.ru/files/3(7)/58-79.pdf.

12. Жилина Л. Я. Генезис учреждений интернатного типа в России // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2006. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-uchrezhdeniy-internatnogo-tipa-v-rossii.

13. Большая медицинская энциклопедия. URL:

http://med.niv.ru/doc/encyclopedia/med/articles/1584/lesnaya-shkola.htm.

14. Alves G. M. Um olhar sensível na prática pedagógica em espaços hospitalares: A andragogia // Revista Científica Multidisciplinar Núcleo do Conhecimento. 2020. Ano 05. Ed. 10. Vol. 22. P. 5–34. URL: https://www.nucleodoconhecimento.com.br/pedagogia/olhar-sensivel.

15. Ferierra L. S., Gregorutti M. G., Fantacini R. A. Hospital pedagogy: the pedagogical performance at hospital environments // Research, Society and Development. 2017. S. l. V. 6. N. 2. P. 171–187. URL: https://rsdjournal.org/index.php/rsd/article/view/155. 

16. Положение о туберкулезных санаторных школах-интернатах для детей и подростков с малыми и затихающими формами туберкулеза (утв. Минздравом СССР от 21.09.1961 № 04-14/27). URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=46671#lT8ScXTqQaHY4f56.

17. Инструктивно-методическое письмо по контролю за гигиеническими условиями обучения и организацией лечебно-профилактической работы в санаторных школах-интернатах для детей и подростков с малыми и затихающими формами туберкулеза от 12 февраля 1974 г. № 1146-74. URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8250.htm.

18. Новиков В. В., Ханаев А. Л. Санаторные школы-интернаты России, как центры консервативного лечения детей со сколиозом (исторический обзор и современная актуальность) // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. URL https://s.science-education.ru/pdf/2022/1/31390.pdf.

19. Постановление Совета Министров СССР от 31 октября 1949 г. № 5036 «Об упорядочении сети и установлении единой номенклатуры учреждений здравоохранения». URL:  https://tehnorma.ru/doc_ussrperiod/textussr/ussr_4766.htm.

20. Штатные нормативы и типовые штаты больниц, поликлинических учреждений, учреждений охраны материнства и детства (утв. Приказом Минздрава СССР от 26.12.1955 № 282-м). Раздел VII. Пп. 1, 3. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=26503#mEIwbXTyq5ZgnRWj1.

21. Письмо Министерства просвещения СССР от 9 сентября 1981 г. № 57-М «Об условиях обучения учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах». URL: https://docs.cntd.ru/document/420269461.

22. Письмо Министерства просвещения РСФСР от 21 июля 1962 г. № 186-М «О порядке индивидуального обучения больных детей». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=11885#BDlsnXTseyOzbjdA.

23. Циркулярное письмо Министерства просвещения РСФСР от 22 января 1969 г. № 1/8-ц «О порядке организации обучения детей с умственными и физическими недостатками». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=11885#BDlsnXTseyOzbjdA.

24. Письмо Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=6869#fyYPXXTJQ0laN9GY.

25. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15098.htm.

26. Гусев И. А. Ключевые этапы развития госпитальной педагогики в рамках модели проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» // Наука и школа. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-etapy-razvitiya-gospitalnoy-pedagogiki-v-ramkah-modeli-proekta-gospitalnyh-shkol-rossii-uchimznaem.

27. Официальный сайт проекта «УчимЗнаем». URL: https://uchimznaem.ru/project/.

Читать