КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО СТУДЕНТОВ И ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Саенко Людмила Александровна  –  доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия, la-saenko@yandex.ru

Трунов Николай Николаевич  –  старший преподаватель учебного центра, Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко, Краснодар, Россия, kvvu@mаil.ru

Липилина Елена Юрьевна  –  кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия, lipilina07@mail.ru

Макрушина Инна Васильевна  –  кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия, makrinna@yandex.ru

УДК: 37.04

Приведено обоснование нравственных характеристик личности как составляющих конкурентоспособности студентов. Посредством анализа структуры и содержания конкурентоспособности определены теоретические предпосылки правомерности данного утверждения, а именно зафиксированные факты включения нравственных характеристик личности в состав компонентов или факторов ее конкурентоспособности. На этой основе развитие конкурентоспособности студентов представлено как воспитательная задача вуза. Раскрыты группы нравственных конкурентных качеств, которые определены исходя из представленных в современных педагогических научных исследованиях авторских взглядов на структуру и содержание конкурентоспособности, значение нравственных качеств в успешности жизнедеятельности современного человека. Нравственные основы конкурентоспособности структурированы на когнитивные, ценностные, поведенческие и личностные (характерологические) качества. Представлено содержание указанных групп и методы их оценивания, в соответствии с которыми в дальнейшем возможно проектировать воспитательный процесс и определять его эффективность.

Ключевые слова: конкурентоспособность, нравственность, конкурентное преимущество, студенты вуза, качество воспитательной деятельности, нравственные основы конкурентоспособности

Для цитирования: Саенко Л. А., Трунов Н. Н., Липилина Е. Ю., Макрушина И. В. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО СТУДЕНТОВ И ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5–23.

Список литературы:

  1. Хазова С. А. Критерии развития конкурентоспособности
    личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2011. Вып. № 2. С. 254–260.
  2. Дейнека О. С. Представления о конкурентоспособной личности и конкурентоспособной стране // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «Психология. Социология. Педагогика». 2011. Вып. № 1. С. 49–59.
  3. Андреев В. И. О гарантированности качества высшего образования и саморазвития конкурентоспособной личности // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 149. Кн. 1 «Гуманитарные науки». 2007. С. 61–69.
  4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2007. 495 с.
  5. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Изд-во Эксмо, 2008. 544 с.
  6. Шаповалов В. И. Методологические и практические вопросы конкурентоспособности управленческого персонала // Философская школа. 2017. № 1. С. 92–100.
  7. Емельянова Л. А. Интегральные характеристики конкурентоспособного специалиста: контекстный подход // Проблемы психологии управления. 2010. № 3. С. 76–85.
  8. Пфейфер С. А. Педагогические основы исследования проблемы развития конкурентоспособной личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 226–231.
  9. Мотунова Л. Н. Психофизиологические ресурсы личности как основа ее конкурентоспособности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 3-2. С. 176–180.
  10.  Родионова Н. В. Комплексная модель человека в системе управления персоналом // Российское предпринимательство. 2004. Т. 5. № 3. С. 48–50. 
  11.  Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Изд-во Знание, 1985. 64 с.
  12.  Бойков В. Э. Эволюция ценностных ориентаций россиян – в каком направлении они формируются // Социальная политика и социальное партнерство.   2010. № 3.  С. 14–21.

Читать