ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Абдираимова Эльмира Кайрлиевна  –  и. о. заведующего кафедрой педагогики и психологии, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, Уральск, Казахстан, elmira_11.75@mail.ru

Кекеева Зинаида Очировна  –  доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры психологии и педагогики высшей школы, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия, kekeeva-zo@yandex.ru

УДК: 377

В статье проанализирована проблема формирования читательской культуры у будущих педагогов на основе цифровых средств обучения в вузе на примере Республики Казахстан. Представлен обзор научной литературы, научных подходов по заявленной проблеме. Методами исследования являются: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки исследовательских результатов. Обоснован вывод о том, что процесс формирования у будущих педагогов читательской культуры на основе цифровых средств обучения способствует развитию умения анализировать полученную информацию, компетентно применять данное умение в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности. Научная новизна исследования состоит в раскрытии проблемы формирования читательской культуры на основе цифровых инструментов у будущих педагогов как одного из ресурсов развития профессиональной компетентности. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями для чтения лекций по педагогике высшей школы и сравнительной педагогике, организации и проведения педагогической практики будущих педагогов.

Ключевые слова: педагог, цифровые средства обучения, вуз, чтение, профессиональное образование, культура, творчество, пространство

Для цитирования: Абдираимова Э. К., Кекеева З. О. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 131–148.

Список литературы:

  1. Skaar H., Elvebakk L., & Nilssen J. H. Literature in decline? Differences in pre-service and in-service primary school teachers’ reading experiences // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 69. P. 312–323. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.  
  2. Ахмедова С. Х., Палаткина Г. В. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды // Мир науки. 2018. № 6. Т. 8. URL: https://mir-nauki.com/PDF/136PDMN618.pdf.
  3. Insua G. The Slow Book Revolution: Creating a New Culture of Reading on College Campuses and Beyond // The Journal of Academic Librarianship. 2015. Vol. 41 (2). P. 220–221. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2015.02.003/.
  4. Blaabæk E. H. Reading when the sun does not shine: The effect of reading on children’s academic performance // Research in Social Stratification and Mobility. 2020. Vol. 67. P. 100485. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rssm.2020.100485/.
  5. Первова Г. М. Проблема читательской культуры педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23.  № 173.  С. 13–28.
  6. Шулер И. В. Реализация развивающего потенциала чтения в условиях современной информационной среды в процессе обучения студентов вуза // Вестник Тюменского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2010. № 5. С. 50–57.
  7. Воронцов А. В. Чтение как социально-экономическая проблема. Общество. Среда. Развитие. М.: Академия, 2009. С. 57–68.
  8. Абиль Р. Е. Проблемы модернизации педагогического образования в Республике Казахстан // Молодой ученый. 2019. № 11 (249). С. 226–228. URL: http: //moluch.ru/archive/249/57194/.
  9. Бердигалиева Р. Чтение в Казахстане // Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран: сб. материалов для руководителей программ по продвижению чтения. М.: РШБА, 2009. С. 198–217.
  10. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение в обучении и образовании // Школьная библиотека. 2018. № 10. С. 29–33. 

Читать