ГРАНТОВАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Палаткина Галина Владимировна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, palatkinag68@mail.ru

Хусаинов Руслан Равильевич  –  аспирант кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия,

УДК: 336:37.013.77

Представляя собой инвестицию в будущее, которая дает ощутимый и осязаемый личностный, командный и социально-экономический эффект, грант до сих пор не стал отдельным предметом комплексного социально-психолого-педагогического исследования, выявляющего закономерности организации грантовой поддержки и ее влияния на формирование активности студента как объекта и субъекта грантовой деятельности. В современной системе образования грантовая деятельность чаще всего рассматривается как потребительская, когда грантодатель предлагает текущую поддержку конкретного человека (образовательный грант для преодоления финансового барьера обучающегося, для стажировки в другом вузе или на предприятии) или организации (для оплаты помещения и техники, работы привлеченных специалистов и сотрудников), участвует в проведении конкретного мероприятия (цикла событий), а обучающиеся стараются эту поддержку получить (на конкурсной основе). В статье систематизированы результаты исследования грантовой активности студентов, на основании чего данный процесс рассмотрен как репродуктивно-творческая деятельность, повышающая заинтересованность обучающихся в исследовательской и публикационной активности, формирующая умение разрабатывать положения о грантовых конкурсах и персональные рекомендации по улучшению исследовательской, общественной и предпринимательской деятельности, способствующая приобретению опыта проведения тщательной экспертизы документов и материалов, предоставляемых на конкурсы, организации работы экспертного сообщества.

Ключевые слова: грантовая деятельность студента, грантовая поддержка, формирование грантовой активности студента, грантодатель, грантополучатель, государственное регулирование грантовой деятельности молодежи

Для цитирования: Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р. ГРАНТОВАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5–21.

Список литературы:

  1. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе» // Президент России: Опубликован в разделе: Выступления и стенограммы [29 августа 2001 года]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21905.
  2. Ильясова А. Н. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся: психолого-педагогической аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 43-1. С. 74–79.
  3. Финансирование культуры в европейских странах: обзор подходов и методов. URL:  http://www.strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov.
  4. Стрельцова Е. А. Исследовательские гранты в поле современной науки (социологический анализ): дис ... канд. соц. наук. СПб, 2015. 200 с.
  5. Тетерский С. В. Воспитание кадров: форматы взаимодействия в социуме // Образовательные технологии. 2021. № 2. С. 12–33.
  6. Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 11 июня 1993 г. № ЮУ- 4-06/88Н, 04-06-01 «О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций». URL: http://ips.pravo.gov.ru/?doc_itself=&backlink=1&nd=102092927&page=1&rdk=1#I0.
  7. Федеральный закон от      12     января       1996 г.       №      7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с изменениями до 14 июля 2022 г. URL: https://base.garant.ru/10105879/.
  8. Фонд президентских грантов. URL: https://президентскиегранты.рф.
  9. Агентство      по     делам         молодежи  Астраханской области. URL: https://mol.astrobl.ru/novosti/agu-stal-pobeditelem-grantovogo-konkursa- rosmolodezi.
  10. Провалинский Д. И. Гранты – пути развития: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. № 2. С. 191–194.
  11. Гранты НКО: виды грантов и как получить грант. URL: https://otr- soft.ru/nko/granty-nko/.
  12. Гутников О. В. Правовой статус грантов по законодательству РФ // Право и экономика. 2005. № 12. С. 3–6.
  13. Хананашвили Н. Л. Экономико-правовые механизмы социального заказа и гранта: их основные различия // Государство и право. 2008. № 1. С. 105–108.
  14. Тетерский С. В., Тетерская С. Г. Ух ты! Проект!: Рекомендации участникам конкурса социальных проектов «Факел добра». Ухта: ОО «Газпром трансгаз Ухта», 2019. 44 с.

Читать