КОНСТРУИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КАК УНИКАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА

Тетерский Сергей Владимирович  –  доктор педагогических наук, Автономная некоммерческая организация «Детские и молодежные социальные инициативы», Москва, Россия; Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, teterski@list.ru

УДК: 37.09

Курсовые и выпускные квалификационные работы студентов могут стать уникальным интеллектуальным продуктом, если процесс исследования представляет собой конструктор, разбитый на детали – элементы исследования, в каждом из которых отражен результат последовательных действий субъектов научного сотрудничества (самостоятельная работа, работа с научным руководителем, групповая работа): 1) определение направления, темы, значимости исследования и экспериментальной группы; 2) соблюдение требований к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы; 3) формулировка аппарата исследования: научная мечта, научный вопрос и гипотеза (как креативные на него ответы), актуальность, объект, предмет, цель, задачи, этапы; 4) раскрытие используемых понятий и проведение критического анализа источников; 5) выбор методов исследования и разработка программы «домашнего» эксперимента; 6) оформление и публикация результатов исследования; 7) проведение защиты и рефлексии. Скрепляющими звеньями этих деталей исследования являются, во-первых, новизна в каждом элементе процесса исследования, во-вторых, мотивация как ответ на вопрос «Как ответно влюбиться в свое исследование и лучше узнать самого себя?». Именно понимание истинной мотивации и ее поддержка позволяют студенту избавиться от формализма и плагиата, сделать свои ежегодные научные исследования системными, продолжительными, влюбиться в науку как в процесс поиска и нахождения истины. Благодаря такому конструированию приоритетное внимание в подготовке ученого уделяется не только процессу проведения самостоятельного исследования, но и научности его результата, коллективному взаимодействию, проявлению любопытства и воображения, давая возможность научному руководителю использовать инструменты текущей (промежуточной) оценки становления молодого ученого.

Ключевые слова: воображение, интеллектуальный продукт, интерес, исследование, истина, конструирование, конструкт, мотивация, наука, научное сотрудничество

Список литературы:

1. Экономический словарь. URL: http://abc.informbureau.com/html/eioaeeaeooaeuiue_idiaoeo.html.

2. Тетерский С. В. Стимулирование научного интереса у начинающих исследователей // Педагогические исследования. 2021. № 1 (5). С. 37–57.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. 208 с.

4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В. В. Бычкова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 607 с. 

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191846.

7. Технологическая карта урока как инструмент проектирования современного урока в начальной общеобразовательной школе: методическое пособие / Автор-составитель С. С. Пичугин. Уфа: РИОРУНМЦ МО РБ, 2013. 50 с.

8. Хомлюк Т. А. Технологическая карта урока как современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. URL: https://multiurok.ru/files/tekhnologicheskaia-karta-uroka-kak-sovremennaia-fo.html.

9. Осипова С. И., Гафурова Н. В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 117–124.

10. Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике. М.: Флинта, Наука, 2013. 832 с.

Читать