РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ОТНОШЕНИЯ К РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ

Митрахович Вячеслав Александрович  –  доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела организации инновационной деятельности и оценки качества образовательного процесса, Военная орденов Жукова и Ленина Краснознаменная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, V_mitrakhovich@mail.ru

Спирин Антон Павлович  –  кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах), Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, sap1410@mail.ru

УДК: 37.013

В статье рассматривается актуальная педагогическая задача, заключающаяся в создании условий для принятия курсантами своей российской национальной идентичности как профессиональной ценности, понимания ее роли и значения в профессиональной деятельности. Раскрываются возможности социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в военных вузах, для формирования ценностного отношения курсантов к национальной идентичности. Предлагаются результаты проведения педагогического эксперимента по формированию цен-ностного отношения будущих офицеров к российской национальной идентичности как духовному ресурсу, способному укоренить их как в профессии, так и в жизни в целом. Разработана уровневая модель формирования рассматриваемого ценностного отношения. В качестве средства формирования у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности рассматриваются профессионально-ценностные педагогические ситуации, основу которых составляют ценностно-смысловые задачи различного уровня сложности.

Ключевые слова: социально-гуманитарные дисциплины, российская национальная идентичность, курсанты, профессиональные ценности, ценностные отношения, профессионально-ценностные педагогические ситуации, ценностно-смысловые задачи, педагогический эксперимент, уровневая модель

Для цитирования: Митрахович В. А., Спирин А. П. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ОТНОШЕНИЯ К РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ // Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1–22.

Список литературы:

1. Тишков В. А. Российский народ: пространство и культура. СПб.: СПбГУП, 2018. 32 с.

2.  Инкижекова М. С. Категории «национальная идентичность» и «патриотизм» в современном образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 34–44.

3. Кузнецова Л. А. Формирование военной идентичности воспитанника кадетского военного корпуса // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2019. № 3 (60). С. 52–55.

4. Куликова С. В. Воспитание национального самосознания и патриотизма в России: от истории к современности // Известия ВГПУ. 2015. № 3 (98). С. 11–16.

5. Семенова Л. А. Формирование российской идентичности студентов в процессе обучения // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 88–92.

6. Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие / под ред. В. А. Тишкова. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2011. 462 с.

7. Гаджиев К. С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 3–16.

8. Дробижева Л. М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 480–498.

9. Горшков М. К., Тюрина И. О. Синтез этнонационального и гражданского как основа российской идентичности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 44–57.

10. Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М.: Флинта, 2006. 342 с.

12. Кортунов С. В. Национальная идентичность: Постижение смысла. М.: Аспект Пресс, 2009. 589 c.

13. Кожевникова Ю. А. Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире: автореф. дис ... канд. филос. наук: 09.00.11. М.: Изд-во МГУ, 2012. 22 с.

14. Ачкасов В. А. Национальная идентичность как исторический нарратив // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 19–26.

15. Бадмаев В. Н. Национальная идентичность России: исторический дискурс и современные вызовы // Новые технологии. 2008. № 5. С. 129–136.

16. Митрошенков О. А. Идентичность: от теоретических концептов к управленческим воздействиям // Власть. 2016. № 2. C. 14–28.

17. Родионов М. А., Волкова Т. А. Политические элиты и национальная идентичность // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 4. С. 126–137.

18. Старостин А. М., Самыгин С. И., Верещагина А. В. От национальной идентичности к военной и информационной безопасности: эволюция войны и многообразие ее форм в условиях духовной деволюции современного общества // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 158–163.

19. Спирин А. П., Дегтярев А. Н. Формирование у курсантов отношения к национальной идентичности как профессиональной ценности в ходе изучения гуманитарных дисциплин // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2020. № 675. С. 373–378.

20. Митрахович В. А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации: дис … канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 257 с.

21. Митрахович В. А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации: монография. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006. 128 с.

Читать