ДИАГНОСТИКА НАВЫКОВ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Симонова Татьяна Николаевна  –  доктор педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой коррекционной педагогики, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, tsimonova52@mail.ru

Авдеева Анна Николаевна  –  магистр, учитель-дефектолог, логопед ГБОУ АО «Школа-интернат им. С. И. Здоровцева», avdeeva-02@mail.ru

Буряк Светлана Владимировна  –  заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ АО «Школа-интернат им. С. И. Здоровцева», byr.svetlana2012@mail.ru

УДК: 159.923

В статье представлены результаты диагностики навыков распознавания эмоций у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Актуальность данной проблемы определяется тем, что распознавание эмоций относится к жизненно важным навыкам, необходимым для взаимодействия ребенка с обществом, определяет успешность их социальной адаптации. На основании краткого анализа существующих зарубежных и отечественных клинических и психолого-педагогических методов диагностики аутизма доказывается недостаточная разработанность диагностического инструментария для изучения навыков распознавания эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра, параметров и качественных критериев их оценки. Поэтому разработка методики целенаправленной психолого-педагогической диагностики этих навыков и выявления их нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра становится актуальной задачей коррекционно-развивающей работы, позволяющей создавать условия для определения направлений их формирования на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Приводятся данные об особенностях развития эмоциональной сферы детей с аутизмом, о распространенности расстройств аутистического спектра среди детей Астраханской области. Авторами предлагается диагностический комплекс, включающий адаптированный инструментарий изучения навыков распознавания эмоций у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра по визуальным признакам лица как системы взаимосвязанных параметров, количественно-качественную их оценку. Его апробирование помогло выявить особенности эмоциональной рецепции и эмоциональной экспрессии базовых эмоций по визуальным признакам лица у данного контингента детей, представить качественное описание уровней: низкого, ниже среднего, среднего. Эти данные углубили представления об особенностях эмоционального развития детей с расстройствами аутистического спектра, что облегчит определение направлений коррекционно-педагогической работы и повысит ее эффективность.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, первазивные нарушения психического развития, эмоциональная сфера, навыки распознавания эмоций по визуальным признакам лица, диагностический комплекс, эмоциональная рецепция, эмоциональная экспрессия, уровни распознавания эмоций, коэффициент успешности, социальная адаптация

Для цитирования: Симонова Т. Н., Авдеева А. Н., Буряк С. В. ДИАГНОСТИКА НАВЫКОВ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Педагогические исследования. 2021. Вып. 2. С. 73–91.

Список литературы:

  1. Майер Дж. Д., Саловей П., Карузо Д. Р. Эмоциональный интеллект: теория, выводы и последствия // Психологические исследования. – 2004. – Т. 15. – № 3. – С. 197—215.
  2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Пер. с англ. А. Б. Леоновой / Под общей ред. действительного члена АПН СССР А. В. Запорожца и кандидата психологических наук Б. М. Величковского. – М.: Прогресс, 1979. – 322 с.
  3. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 415 с.
  4. Листик Е.М. Исследование развития способности к распознаванию эмоций по выражению лица у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2008. – № 2 (23). – С. 68–82.
  5. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 440 с.
  6. Бреслав Г. М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
  7. Аутизм в детстве. Лечение и реабилитация. [Электронный ресурс] // Библиотека НЦПЗ РАМН. URL: http://www.psychiatry.ru/lib/1/book/2/chapter/35 (дата обращения: 08.06.2021).
  8. Соколова Н. Н., Сабирова Н. Г., Андреев М. К.  Региональные аспекты заболеваемости РАС у детей Астраханской области // Будущее детей с особенностями психического развития (Москва, 28–29 ноября 2019 года). [Электронный ресурс]. URL:  http://serbsky.ru/wp-content/uploads/2019/06/ (дата обращения: 08.06.2021).
  9. Хобсон Р. П. Оценка выражений эмоций аутичным ребенком // Журнал детской психологии и психиатрии. – 1986. – № 27. – С. 321–342.
  10. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 1997. – 341 с.
  11. Меснянкина К. К., Сарелайнен А. И., Анищенко С. И.,  Федоряка К. А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра распознаванию эмоций по лицевой экспрессии и выражению эмоций с помощью мимики // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14–16 декабря 2016 г. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – С. 330–334.
  12. Мальтинская Н. А. История развития учения об аутизме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470137.htm (дата обращения: 08.06.2021).
  13.  Дрогунова А. В., Каримулина Е. Г. Восприятие эмоций по лицевой экспрессии детьми с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – 2014. – Т. 3. – № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n4/Drogunova_Karimulina.shtml (дата обращения: 09.06.2021).
  14. Морозов С. А. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. – 176 с.
  15. Ковалец И. В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии эмоциональной сферы. – М.: Издательство «ВЛАДОС», 2003.  – 136 с.
  16.  Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 288 с.
  17. Авдеева А. Н. Методы изучения понимания эмоций и их формирования у детей с расстройством аутистического спектра // Актуальные проблемы педагогики, психологии и профессионального образования: сборник научно-практических и методических статей / Под редакцией директора АНО «Центр социально-педагогической поддержки и обучения имени преподобного Нестора Летописца» А. Ю. Гришко, к. п. н., доцента Ю. Ю. Курбангалиевой. – Выпуск № 20. – Ялта: АНО «Центр социально-педагогической поддержки и обучения имени преподобного Нестора Летописца», 2020. – С. 232–235.

Читать