ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Телицына Ирина Викторовна  –  старший преподаватель кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации», Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия, iri-sa@mail.ru

УДК: 005

Целью исследования является выявление фактического уровня интеллектуальной культуры будущих экономистов, что позволит спланировать дальнейшую научную работу. Изучение психолого-педагогической литературы позволило уточнить основное понятие исследования, выделить компоненты, определить критерии и уровни интеллектуальной культуры будущих экономистов. Особое внимание уделено эксперименту, т. к. достоверность полученных данных и ход исследования в значительной степени зависят от исходных параметров. На основе тщательного изучения нормативных документов становится очевидной необходимость развития компетенций в обучении. В рамках компетентностного подхода был проведен курс занятий по иностранному языку с учетом межпредметных связей с целью оценить уровень знаний и умений студентов и проанализировать их мотивационный настрой. При проведении предварительной диагностики был выявлен исходный уровень сформированности интеллектуальной культуры студентов экспериментальной и контрольной групп.

Ключевые слова: интеллектуальная культура, будущие экономисты экспериментальная работа, компоненты интеллектуальной культуры, критерии и уровни интеллектуальной культуры

Для цитирования: Телицына И. В. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 4. С. 57–78.

Список литературы:

  1. Высшее образование первой четверти XXI века: региональные и глобальные тренды: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2022. 523 с.
  2. Егорова Г. И. Интеллектуальная культура человека – ценностный ориентир и жизненный критерий в обществе // Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. № 4 (13). С. 37–42.
  3. Иванова В. П. Интеллектуальная культура как системное образование // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 99–109.  
  4. Володина О. В. Интеллектуальная культура студента как целевой ориентир интеллектуализации образования в вузе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (288). С.17–23.
  5. Гимпель Л. П. Формирование интеллектуальной культуры личности как ее творческого начала // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 92–96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intellektualnoy-kultury-lichnosti-kak-ee-tvorcheskogo-nachala.
  6. Фиапшев Б. Х. Образовательные стандарты, автономия высшей школы, академические свободы. М.: Народное образование, 2007. 214 с.
  7. Новикова В. Б. Особенности формирования профессиональных компетенций, на основе актуализированных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2019. С. 200–203. 
  8. Вербицкая Н. О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование. 2012.  № 5. С. 19–22.
  9.  Прока Н. И. Компетентностный подход к развитию кадрового потенциала. Вестник аграрной науки. 2021. № 6 (93). С. 125–130. 
  10.  Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса / Розанова В. А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. С. 105–106.
  11.  Реан А. А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  12.  Винославская А. В., Малыгина М. П. Человеческие отношения: тетрадь для практических занятий. М.: КВИЦ «Политехника», 2001. 115 с.

Читать