ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СУПРУЖЕСТВУ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Бегидова Светлана Николаевна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры теоретических основ физического воспитания, Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, begidovasn@mail.ru

Хуажева Джанета Довлетбиевна  –  аспирант 2 года обучения кафедры теоретических основ физического воспитания, Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, Dzhannat888@mail.ru

Ахтаов Руслан Ахмедович  –  кандидат педагогических наук, доцент; директор института физической культуры и дзюдо, Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, rus-akhtaov@yandex.ru

УДК: 37.014.12

Готовность к ответственному супружеству и родительству формируется у детей, воспитывающихся в кровных семьях, с раннего возраста. Они осваивают социальные роли мужа, жены, брата, сестры и т. д. в условиях имплицитной системы воспитания, что позволяет им достаточно осознанно подходить к освоению и выполнению семейных ролей. Несколько иная ситуация складывается у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, либо совсем не имеют опыта семейной жизни с родителями, либо, как правило, имеют негативный опыт. Данная категория подростков в постинтернатный период оказывается неготовой как к самостоятельной жизни, так и к созданию и сохранению семьи, на что указывают статистические сведения и исследования многих ученых. В статье представлены результаты изучения оценки готовности детей-сирот к ответственному супружеству. В эксперименте приняли участие 60 подростков (выпускники интернатных учреждения и дети, воспитанные в замещающих семьях). Анализ полученных результатов показал: у подобной категории подростков идеализированное представление о семье и готовности к семейной жизни (данные получены по методикам самооценки). Объективная же оценка готовности подростков-сирот к ответственному отношению к супружеству показала, что эти представления расходятся с реальностью. Большая часть подростков не готова к принятию ответственности за семью: сложности возникают в построении межличностных отношений, выполнении социальных ролей, домашних обязанностей и т. д. Данный факт свидетельствует о том, что подростки являются потенциальными воспроизводителями репликативного сиротства, это также согласуется с результатами, полученными другими учеными. Таким образом, результаты исследования убеждают в необходимости целенаправленной работы по формированию у данной категории подростков ответственного отношения к супружеству.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, супружество, родительство, ответственное отношение, репликативное сиротство, семейные ценности, социальные роли

Для цитирования: Бегидова С. Н., Хуажева Д. Д., Ахтаов Р. А. ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СУПРУЖЕСТВУ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 78–101.

Список литературы:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/.
  2. Байер Е. А. Дети вне семьи // Педагогика. 2008. № 4. С. 123–124.
  3. Махнач А. В., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В., Лотарева Т. Ю. Жизнеспособность замещающей семьи: профилактика отказов от приемных детей.  М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 223 с.
  4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи (детский дом: заботы и тревоги общества). М.: Педагогика, 2010. 160 с.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008. 672 с.
  6. Денисова Д. Н. Сиротство – особенности современной ситуации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 91. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sirotstvo-osobennosti-sovremennoy-situatsii.
  7. Бегидова С. Н., Бегидов В. С. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13. № 4. С. 69–77.
  8. Бегидова С. Н., Морозова И. Н. Социализация детей-сирот в воспитательной системе детского дома. Роли, Северная Каролина, США, 2019. 210 с.
  9. Реан А. А., Ставцев А. А. Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. № 2. С. 137–149.
  10. Реан А. А., Коновалов И. А. Дисфункциональная семья как фактор агрессивного поведения подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 292–301.
  11. Осипова И. И. Портрет родителя группы риска по социальному сиротству // Вестник Нижегородского университета им Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2008. № 4 (12). С. 52–58.
  12. Шульга Т. И., Татаренко Д. Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 2. С. 203–213.
  13. Шульга Т. И. Социально-психологические проблемы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 3. С. 68-75.
  14. Волкова Л. А., Курицина Д. С. Депривационные нарушения подростков, лишенных родительской заботы // Интеграция науки и практики в современных условиях: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. С. П. Акутина. М.: Перо, 2017. С. 88–93.
  15. Козловская Г. В., Проселкова М. Е. Нарушения психического развития у детей-сирот // Журнал невропатологии и психиатрии С. С. Корсакова. 1995. № 5. С. 52–56.
  16. Куровский В. Н., Пяткина Г. Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10 (100). С. 141–144.
  17. Мурсатова Н. Ю., Ершова Н. Н. Чувства привязанности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как фактор?негативного последствия деформации родительства // Новое и традиционное во взаимоотношениях между институтами супружества и родительства в современной социокультуре: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Л. И. Савинова. Саранск: Индивидуальный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сергеевич, 2017. С. 18.
  18. Залужная М. В., Байер Е. А. Исследование потребностей, конфликтов, установок личности детей, оставшихся без попечения родителей и детей, проживающих в кровных семьях // Педагогика и психология в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Чеченский государственный педагогический университет, 2020. С. 354–360.
  19. Осипова И. И. Причины воспроизводства семейной неуспешности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. № 4. С. 147–153. 
  20. Шульга Т. И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 3. С. 73–82.
  21.  Телицына А. Ю. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях // Социальные науки и детство. 2021. Т. 2. № 2. C. 84–95. DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020207.
  22. Соломатина Г. Н. Социально-педагогические факторы взаимодействия в замещающей семье // Kant. 2020. № 3 (36). С. 384–388.
  23.  Киселева Н. А. Динамика эмоциональных состояний приемных детей, воспитывающихся в замещающих семьях // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 70–80.

Читать