РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Палаткина Галина Владимировна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, palatkinag68@mail.ru

Иванова Светлана Дмитриевна  –  соискатель кафедры педагогических практик и сервисных индустрий; старший преподаватель кафедры педагогического образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, golubyatnikova29.01@yandex.ru

Подлипалин Алексей Алексеевич  –  ассистент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, necron-09@mail.ru

УДК: 373.2

Обоснована важность использования музея как образовательного пространства для формирования навыков общения у детей. Доказано, что применение мини-музея в работе с детьми дошкольного возраста позволяет усилить взаимодействие между ребенком и окружающим миром, а также расширить социальный кругозор детей. Музейная педагогика помогает детям развивать коммуникативные навыки, способности к взаимодействию с другими людьми, пониманию социальных норм и ценностей. В музее дети могут учиться не только использовать абстрактные понятия, но и связывать их с конкретными предметами и явлениями. Сделан вывод о том, что использование музейных экспонатов и интерактивных методик позволяет детям развивать навыки взаимодействия, учиться слушать и выражать свои мысли, а также повышать мотивацию к обучению.

Ключевые слова: музейная педагогика, музей, организация мини-музея, воспитание дошкольников, образовательное пространство, социальная коммуникация

Для цитирования: Палаткина Г. В., Иванова С. Д., Подлипалин А. А. РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 143–160.

Список литературы:

  1. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях: монография. М.: Сфера, 2017. 254 с.
  2. Самойлова Л. Б. К вопросу о возможностях приобщения детей и молодежи к искусству в деятельности Краеведческого музея // Обучение искусству: опыт интеграции традиций и инноваций в методике преподавания. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2023. С. 197–205.
  3. Максимова О. Н. Организация занятий музейной педагогикой с дошкольниками в условиях музейной среды // Педагогика. 2016. Т. 11. С. 31–34. Цит. по: Дроздова О. А. Дополнительные коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников во внеурочной деятельности // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Иркутск, 12 ноября 2021 года / Иркутский государственный университет). Иркутск: Аспринт, 2021. С. 180–186.
  4. Савченко Т. А. Музейная педагогика в работе с детьми дошкольного возраста: опыт Музея Москвы // Музеи в образовательном пространстве. 2019. № 2. С. 82–89. Цит. по: Резайкина А. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 258–262.
  5. Угрюмова Н. В. Музейные исследовательские проекты для дошкольников // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2018. № 2. С. 16–19.
  6. Филиппова И. В. Музейная педагогика в работе с дошкольниками на примере Музея изобразительных искусств // Искусство и культура. 2017. № 2.  С. 129–133.
  7. Кочергин Б. К. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики // Педагогические кадры современной России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею К. Д. Ушинского и Году педагога и наставника. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 77–80.
  8. Палаткина Г. В., Семенищева М. Г. Развитие творчества у детей в социально-культурной среде школы // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN218.pdf.
  9. Симоненко О. В. Потенциал музеев для развития детей дошкольного возраста // Педагогика. 2017. Т. 12. С. 44–48.
  10. Мазова Е. А. Музей кукол в детском саду: традиции, познание и творчество // Детство, открытое миру: сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», 2023. С. 24–25.

Читать