ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ И КАЗАХСТАНЕ

Горюнова Лилия Васильевна  –  доктор педагогических наук, профессор; заведующий кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, lvgoryunova@sfedu.ru

Рахматулина Аина Руслановна  –  старший преподаватель кафедры психологии Института экономики и права им. П. Чужинова; аспирант Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова, Костанай, Казахстан, rahmatulina@sfedu.ru

УДК: 378

Актуальность исследования определяется требованиями социального заказа на создание условий для профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми потребностями в системе высшего образования. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что на эффективность инклюзивного высшего образования существенное влияние оказывает степень готовности педагогов высшей школы осуществлять работу в условиях инклюзивной среды. Цель проведенного исследования заключается в определении отношения педагогов двух университетов России и Казахстана к инклюзивному профессиональному образованию. Полученные результаты позволили выявить основные сходства и различия в отношении преподавателей университетов к обучению студентов с ОВЗ и особыми потребностями, а также оценить готовность изменяться под задачи инклюзивного высшего образования. Были определены основные направления дальнейшего исследования готовности педагогов вузов к работе в условиях инклюзии.

Ключевые слова: инклюзивное высшее образование, педагог высшей школы, студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Для цитирования: Горюнова Л. В., Рахматулина А. Р. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ И КАЗАХСТАНЕ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 69–87.

Список литературы:

1. Muik L., Presmanes Andrés M., Bilgeri M., eds. Inclusive Education and the Pandemic – Aiming for Resilience: Key European measures and practices in 2021 publications. Odense, Denmark: European Agency for Special Needs and Inclusive Education, 2022. 91 р.

2. Eftring H., Olaussen E. J., Petrie H., Saarela M., Ladonlahti T., Torkildsby A. B. From Face-to-Face to Online UDeL Camps: Supporting Staff at Higher Education Institutions in Developing Universal Design for eLearning (UDeL) // Stud Health Technol Inform. 2021 Vol. 282. P. 144–160. URL: https://doi: 10.3233/SHTI210392. PMID: 34085965.

3. Avramidis E. Norwich B. Teachers’ Attitudes towards Integration/Inclusion // European Journal of Special Needs Education. 2002. Vol. 17. № 2. Р. 129–147.

4. Dallas B., Upton Т., Sprong M. Post-secondary faculty attitudes toward inclusive teaching strategies // Journal of Rehabilitation. 2014. Vol. 80. № 2. Р. 12–20.

5. González-Castellano N., Cordón-Pozo E., Pueyo-Villa S., Colmenero-Ruiz M. J. Higher Education Teachers’ Training in Attention to SEN Students: Testing a Mediation Model // Sustainability. 2021. Vоl. 9. 4908. URL: https://doi.org/10.3390/su13094908.

6. Ortiz A., Agreda M., Colmenero M. J. Toward Inclusive Higher Education in a Global Context // Sustainability. 2018. Vol. 10. № 8. 2670. URL: https://doi.org/10.3390/su10082670.

7. Valle-Flórez R.-E., De Caso Fuertes A.M., Baelo R., García-Martín S. Faculty of Education Professors’ Perception about the Inclusion of University Students with Disabilities // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. № 18. 11667. URL: https://doi.org/10.3390/ijerph182111667.

8. Banks J.  Are we ready: Faculty perceptions of postsecondary students with learning disabilities at a historically Black university // Journal of Diversity in Higher Education. 2019. Vol. 12. № 4. Р. 297–306. URL: https://doi.org/10.1037/dhe0000100.

9. Gibbons M. M., Cihak D. F., Mynatt B., Wilhoit B. E.  Faculty and student attitudes toward postsecondary education for students with intellectual disabilities and autism // Journal of Postsecondary Education and Disability. 2015. Vol. 28. № 2. Р. 149–162. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1074661.pdf.

10. Helena Martins M., Borges M. L., Gonçalves T. Attitudes towards inclusion in higher education in a Portuguese university // International Journal of Inclusive Education. 2018. Vol. 22. № 5. Р. 527–542. URL: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2017.1377299.

11. Hong B. S., Himmel J. Faculty attitudes and perceptions toward college students with disabilities // College Quarterly. 2009. Vol. 12. № 3. Р. 678–684. URL: http://repositoriocdpd.net:8080/handle/123456789/1197.

12. Leyser Y., Greenberger L., Sharoni V., Vogel G.  Students with disabilities in teacher education: Changes in faculty attitudes toward accommodations over ten years // International Journal of Special Education. 2011. Vol. 26. № 1. Р. 162–174.

13. Sniatecki J. L., Perry H. B., Snell L. H.  Faculty attitudes and knowledge regarding college students with disabilities // Journal of Postsecondary Education and Disability. 2015. Vol. 28. № 3. Р. 259–275.

14. Buchanan T., Charles M. S., Rigler M., Hart C. Why are older faculty members more accepting of students with attention-deficit hyperactivity disorder? A life?course interpretation. // International Journal of Disability, Development and Education. 2010. Vol. 57. № 4. Р. 351–369. URL: https://doi.org/10.1080/1034912X.2010.524407.

15. Lombardi A. R., Vukovic B., Sala-Bars I. International Comparisons of Inclusive Instruction among College Faculty in Spain, Canada, and the United States // Journal of Postsecondary Education and Disability. 2015. Vol. 28. № 4. Р. 447–460.

Читать