ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чумичева Раиса Михайловна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры дошкольного образования, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия, rmchumicheva@sfedu.ru

УДК: 373.2

Рассмотрены понятия «этнопедагогика» и «лидер-дошкольник», выявлены группы лидерских качеств, присущие детям старшего дошкольного возраста, определены ведущие этнопедагогические средства и основные направления развития лидерских качеств старших дошкольников средствами этнопедагогики. Описаны особенности использования средств народной педагогики при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрыто понятие «социальная активность дошкольников», способствующее выделению основной цели развития лидерских качеств старших дошкольников средствами этнопедагогики. Приведены конкретные примеры этнопедагогических средств, которые можно применять на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития у них лидерских качеств. Обобщен новый материал по исследуемой теме, введены в научный оборот этнопедагогические средства, влияющие на условие успешной реализация процесса развития лидерских качеств у старших дошкольников.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогические средства, мультикультурное общество, этнокультура, этнонациональные интересы, лидерские качества

Для цитирования: Чумичева Р. М. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24–41.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33.
  2. Чумичева Р. М., Королькова В. С. Социальная ситуация развития дошкольников: требования ФГОС до и теоретическое осмысление // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2016. Т. 2. С. 265–271.
  3. Шаповалова Е. В., Байзарова А. В. Роль лидера как носителя власти и авторитета в группе/команде: психоаналитический взгляд // Журнал клинического и прикладного психоанализа. 2021. Т. 2. № 3. С. 103–123.
  4. Комарова Т. С., Савенков А. И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2018. 96 с.
  5. Палаткина Г. В., Азизова Л. В. Структурные компоненты социальной активности студентов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7.  С. 83–87.
  6. Соболева В. Б., Лузина Е. М. Приобщение детей к русской народной культуре в условиях дошкольной образовательной организации // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 124–133.
  7. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002.  № 5.  С. 41–47.
  8. Рождественская Е. Л. Этническая идентичность и воспитание межнациональной толерантности // Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 1–3 ноября 2001 года). Уфа: Башкирский государственный университет, 2001. С. 67–70.
  9. Палаткина Г. В., Пятин В. А. Проблемы современной этнической педагогики: учебное пособие для студ. вузов. Астрахань: Астраханский государственный педагогический университет, 2000. 120 с.
  10. Бережнова Л. Н., Щеглов В. И. Этнопсихологическая подготовка педагога в условиях многокультурного общества // Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам VII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 22–25 марта 2005 года). СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2005. С. 93–95.
  11. Савенков А. И., Цицулина А. В. Игра, игрушка и особенности игровых практик современных детей // Педагогика. 2022. Т. 86. № 6. С. 35–47.
  12. Каршибаева Г. А., Шарофиддинов А., Курбанбаев М. З., Тиркашева М. А. Роль пословиц в воспитании детей // Молодой ученый. 2018. № 49 (235).  С. 275–277.
  13. Титова Н. Г. История и изучение народных загадок в отечественном и зарубежном языкознании // Современная филология: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам I Международной научной конференции (Уфа, 23 апреля 2011 года). Уфа: Лето, 2011. С. 197–203.
  14. Аббасова Л. И., Зотова И. В. Особенности сказки как средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 4–7.
  15. Щемерова Н. Н., Буланова М. А. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников // Молодой ученый.  2015. № 20. С. 40–42.
  16. Слонь О. В. Детский русский фольклор: учебно-методическое пособие. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018. 54 с.
  17. Демина Г. Д. Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 457–459.
  18. Харисов Ф. Ф. Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательный процесс: учебно-методическое пособие. Казань: «Хетер», 1999. 40 с.

Читать