Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО СТУДЕНТОВ И ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Саенко Людмила Александровна – доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия, la-saenko@yandex.ru
Трунов Николай Николаевич – старший преподаватель учебного центра, Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко, Краснодар, Россия, kvvu@mаil.ru
Липилина Елена Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия, lipilina07@mail.ru
Макрушина Инна Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия, makrinna@yandex.ru
УДК: 37.04
Приведено обоснование нравственных характеристик личности как составляющих конкурентоспособности студентов. Посредством анализа структуры и содержания конкурентоспособности определены теоретические предпосылки правомерности данного утверждения, а именно зафиксированные факты включения нравственных характеристик личности в состав компонентов или факторов ее конкурентоспособности. На этой основе развитие конкурентоспособности студентов представлено как воспитательная задача вуза. Раскрыты группы нравственных конкурентных качеств, которые определены исходя из представленных в современных педагогических научных исследованиях авторских взглядов на структуру и содержание конкурентоспособности, значение нравственных качеств в успешности жизнедеятельности современного человека. Нравственные основы конкурентоспособности структурированы на когнитивные, ценностные, поведенческие и личностные (характерологические) качества. Представлено содержание указанных групп и методы их оценивания, в соответствии с которыми в дальнейшем возможно проектировать воспитательный процесс и определять его эффективность.
Ключевые слова: конкурентоспособность, нравственность, конкурентное преимущество, студенты вуза, качество воспитательной деятельности, нравственные основы конкурентоспособности
Для цитирования: Саенко Л. А., Трунов Н. Н., Липилина Е. Ю., Макрушина И. В. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО СТУДЕНТОВ И ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5–23.
Список литературы:
- Хазова С. А. Критерии развития конкурентоспособности
личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2011. Вып. № 2. С. 254–260. - Дейнека О. С. Представления о конкурентоспособной личности и конкурентоспособной стране // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «Психология. Социология. Педагогика». 2011. Вып. № 1. С. 49–59.
- Андреев В. И. О гарантированности качества высшего образования и саморазвития конкурентоспособной личности // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 149. Кн. 1 «Гуманитарные науки». 2007. С. 61–69.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2007. 495 с.
- Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Изд-во Эксмо, 2008. 544 с.
- Шаповалов В. И. Методологические и практические вопросы конкурентоспособности управленческого персонала // Философская школа. 2017. № 1. С. 92–100.
- Емельянова Л. А. Интегральные характеристики конкурентоспособного специалиста: контекстный подход // Проблемы психологии управления. 2010. № 3. С. 76–85.
- Пфейфер С. А. Педагогические основы исследования проблемы развития конкурентоспособной личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 226–231.
- Мотунова Л. Н. Психофизиологические ресурсы личности как основа ее конкурентоспособности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 3-2. С. 176–180.
- Родионова Н. В. Комплексная модель человека в системе управления персоналом // Российское предпринимательство. 2004. Т. 5. № 3. С. 48–50.
- Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Изд-во Знание, 1985. 64 с.
- Бойков В. Э. Эволюция ценностных ориентаций россиян – в каком направлении они формируются // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 3. С. 14–21.