Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАУК ОБ ОБРАЗОВАНИИ: ОБНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ
Тетерский Сергей Владимирович – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, член Совета Российской академии образования по развитию диссертационных исследований в области наук об образовании, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, teterski@list.ru
Воронцова Татьяна Викторовна – доктор педагогических наук; профессор кафедры педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин, Филиал Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева в г. Знаменске Астраханской области, Россия, Vorontsova.Tatyana@asu.edu.ru
Измаилов Аман Игпарович – аспирант кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, izmailovaman@mail.ru
УДК: 001.1:378
В научной дискуссии об актуальных направлениях конкурсов организаций, поддерживающих научные исследования, о перечне актуальных тем диссертационных исследований, о позициях категорирования научных изданий в области наук об образовании наблюдается разделение и противопоставление знаний-исследований (фундаментальные и прикладные, объяснительные и конструктивные, несущие и самонесущие, фундаментальные и поверхностные и т. п.). Это, во-первых, субъективно и демонстрирует только изученность исследователем (исследовательским коллективом) предметной области; во-вторых, показывает перевод мировоззрения исследователя на более высокий качественный уровень. Чаще всего такое условное разделение научных знаний позволяет дать обоснование для выделения финансов на приоритетные («точные») и не приоритетные (гуманитарные) исследования. В противном случае всегда возникает дилемма: что это за такое фундаментальное знание, которое не становится прикладным – практически применимым? И что это за такое прикладное знание, которое не к чему приложить, не на что опереть? В этой связи становится актуальным обоснование научными коллективами своих исследований в области наук об образовании, направленных на получение объяснительных, аналитических, прогностических знаний, а для профессорско-преподавательского состава – объединение многообразных знаний обучающихся в единую мировоззренческую систему, основанную на базе современной методологии. Такую фундаментальность исследованиям придает возвращение образованию его первоначальной смысловой направленности, которая логически приводит к обновлению ценностей и смыслов воспитания и обучения.
Ключевые слова: наука, фундаментальная наука, прикладная наука, образование, образы воспитания и обучения, педагогика, педагог, смыслы и ценности образования
Для цитирования: Тетерский С. В., Воронцова Т. В., Измаилов А. И. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАУК ОБ ОБРАЗОВАНИИ: ОБНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 24–37.
Список литературы:
1. Садовников Н. В. Фундаментализация современного образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 782–786.
2. Ахромеев С. Ф. Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1986. 863 с.
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Т. 2. 2310 с.
4. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А. К. Шапошников: в 2 т. Т. 2. М.: Флинта: Наука, 2010. 576 с.
5. Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 2010. 208 с.
6. Власюк И. В., Савченко И. А. Молодежь и студенчество в современном обществе: универсальные черты и специфические характеристики // Педагогические исследования. 2021. Вып. 2 (6). С. 1–13.
7. Рапацевич Е. С. Педагогика: современная энциклопедия. Минск: Современная школа, 2010. 719 с.
8. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.
9. Харламов И. В. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.
10. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. 448 с.
11. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. СПб.: Издание В. И. Губинского, 1894. 992 с.
12. Дрягалов В. С., Дрягалова З. Г., Каширская О. П. Семейные традиции как элемент образовательной системы // Педагогические исследования. 2020. Вып. 4 (4). С. 1–12.