Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Трещев Александр Михайлович – доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, treshev@asu.edu.ru
Горина Инесса Валерьевна – аспирант кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия,
Палаткина Алена Юрьевна – аспирант кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования; ассистент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, palatkina_alyona@mail.ru
УДК: 316.614.4
Рассмотрены актуальность и проблемное поле эффективности процесса социализации в новых социальных условиях трансформации общества, продиктованной стремительной цифровизацией всех сфер жизни, в том числе образования. Раскрыта сущность и даны характеристики феноменов «образовательная среда» и «цифровая образовательная среда». Доказана значимость цифровой образовательной среды (ЦОС) как неотъемлемого компонента целенаправленной (образовательные учреждения) и стихийной (досуговое время) социализации старших школьников и сензитивность этого возраста к социализации. На основе полученного эмпирического материала проанализированы аспекты успешной социализации и выделены основные риски неуспешности этого процесса в ЦОС, приводящие к образовательным проблемам. Намечены пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: образовательная среда, процесс социализации, цифровая образовательная среда (ЦОС), риски социализации, сензитивность возраста старшего школьника
Для цитирования: Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю. РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22–40.
Список литературы:
- Сергеева О. А. Особенности современного педагогического ландшафта // Педагогические исследования. 2020. Вып. 2. С. 23–39.
- Кушнир М. Э. Цифровая образовательная среда. Директория. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment- f1255d06942a.
- Травкин И. Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли. URL: https://funofteaching.tumblr.com/post.
- Морозов А. В., Михалева О. В. Влияние современного информационно-образовательного пространства на формирование социокультурной и межкультурной коммуникации как одна из важнейших составляющих повышения качества образования будущих бакалавров-лингвистов // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3(63). С. 305–310.
- Везиров Т. Г. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1(80). С. 178–180.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
- Ильюшенко Н. С. Digital learning: Перспективы и риски цифрового поворота в образовании // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции (7–8 февраля 2019 г., Москва). М.: ИПМ им. М. В. Келдыша, 2019. С. 215–225.
- Qingdao Declaration (2015): Seize Digital Opportunities, Lead Education Transformation / UNESCO Institute for Information Technologies in Education. URL: https://millenniumedu.files.wordpress.com/2018/11/unesco-qingdao- declaration-2015.pdf.
- System transformation: How Digital Solutions Will Drive Progress Towards The Sustainable Development Goals. URL: http://systemtransformation- sdg.gesi.org/160608_GeSI_SystemTransformation.pdf.
- Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019. 406 с.
- Минаков А. В., Ковбаса Н. А. Тенденции и перспективы развития цифровых технологий в России в условиях глобализации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-tsifrovyh- tehnologiy-v-rossii-v-usloviyah-globalizatsii.