Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЛАНДШАФТЕ
Силантьева Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, Академия Минпросвещения России, Москва, Россия, diadema2001@yandex.ru
УДК: 159.922.8
Цифровая эпоха глобального общества позволяет нам не только наблюдать за становлением новой системы образования, но и становиться активными проектантами современного образовательного ландшафта. Статья дает основные ответы на вопросы, касающиеся проблемы проектирования культурной адаптации подростков-мигрантов в мультикультурном образовательном ландшафте. Так, в исследовании представлены особенности феномена культурной адаптации; формы, методы и средства проектирования процесса культурной адаптации подростков-мигрантов в мультикультурном образовательном ландшафте; описаны условия, влияющие на эффективность адаптации. Уделяя особое внимание данной проблеме, автор поэтапно описывает педагогический дизайн культурной адаптации подростков-мигрантов с учетом особенностей мультикультурного образовательного ландшафта, представляя его как целостную и многослойную совокупность составляющих (комплекс личностной адаптации, адаптивная трансформирующаяся образовательная среда, адаптивная концепта).
Ключевые слова: культурная адаптация, подростки-мигранты, образовательный ландшафт, мультикультурный регион, проектирование, эскиз образовательной среды, педагогический дизайн, матрица (технология) культурной адаптации подростков-мигрантов
Для цитирования: Силантьева Т. А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЛАНДШАФТЕ // Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 66–84.
Список литературы:
1. Замахина Т. А. Путин: Доля детей мигрантов в школах должна позволять адаптировать их к среде // Российская газета. 30.12.2021. URL: https://rg.ru/2021/03/30/putin-dolia-detej-migrantov-v-shkolah-dolzhna-pozvoliat-adaptirovat-ih-k-srede-v-rf.html.
2. Иванова Н. Л., Мнацаканян И. А. Межкультурная адаптация студентов // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 90–100.
3. Гриценко В. В. Теоретические основы исследования социально- психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде // Проблемы социальной психологии личности: сб. научных статей. URL: http://psyjournals.ru/articles/d8485.shtml.
4. Мнацаканян И. А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях: дис ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 191 с.
5. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. M.: Аспект Пресс, 2014. 352 с.
6. Шолохов И. А. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом: дис ... канд. психол. наук. М., 2002. 235 с.
7. Константинов В. В. К вопросу о понятии «адаптация» // Проблемы социальной психологии личности: сб. научных статей. URL: http://psyjournals.ru/articles/d8489.shtml.
8. Лебедева Н. М. Теоретические подходы к исследованию взаимных установок и стратегии? межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: сборник научных статей / под ред. Н. М. Лебедевой и А. Н. Татарко. М.: РУДН, 2009. C. 10–63.
9. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросс- культурной психологии: учеб.-метод. пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 163 с.
10. Киящук Т. В. Психологическое сопровождение иностранных студентов в период обучения в российском вузе: дис ... канд. психол. наук. М., 2009. 240 с.
11. Гребенникова И. А. Педагогические условия сохранения культурной идентификации иностранного студента // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 32–34.
12. Жирнова И. Л. Психологические условия успешности обучения иностранных студентов с учетом когнитивных стилей: автореф. дис ... канд. психол. наук. Курск, 2012. 25 с.
13. Набивачева Е. А. Профилактика дезадаптации иностранных студентов в образовательном процессе российского вуза: автореф. дис ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2007. 23 с.
14. Бухалко А. Д. Основы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // Вестник ЮУрГГПУ. 2019. № 2. С. 56–69.
15. Молодцова Т. Д., Пташинский И. А. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2008. № 1. С. 142–146.
16. Палаткина Г. В., Миронова Г. В. Сущностные характеристики мультикультурного образовательного пространства // Вестник АГТУ. 2006. № 4. С. 348–353.
17. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. 544 с.
18. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Юрайт, 2012. 156 с.
19. Кривцова О. И. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 284–288.
20. Реан А. А. Психология изучения личности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
21. Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: дис ... д-ра социол. наук. Кемерово, 1992. 353 с.
22. Силантьева Т. А. Педагогические условия культурной адаптации подростков-мигрантов в мультикультурном регионе: дис ... канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 206 с.
23. Казанцева А. А. Роль информационных технологий в процессе академической адаптации иностранных учащихся в высшей школе России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 42–48.