Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Акмурзиева Гульшат Бисенгалевна – соискатель кафедры педагогических практик и сервисных индустрий, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, ak.gulya@mail.ru
УДК: 378
В статье рассматривается педагогический потенциал внеурочной проектной деятельности в формировании социально-культурной активности старшеклассников. Анализируется роль проектной работы в развитии таких качеств, как критическое мышление, ответственность, самостоятельность и коммуникативность, которые способствуют повышению социальной активности учащихся. Методы критического анализа и обобщения помогли выявить педагогический потенциал проектной деятельности в формировании у старшеклассников социальной ответственности, культурной инициативности и гражданской активности. Внеурочные проекты рассматриваются как средство интеграции теоретических знаний в практическую деятельность, необходимое для развития личностных и метапредметных навыков. Процесс формирования социально-культурной активности через проектную деятельность включает вовлечение школьников в реальные социальные и культурные процессы, способствуя развитию у них активной гражданской позиции и социальной ответственности. В статье подчеркивается значение культурной интеграции и социального взаимодействия в рамках проектной работы, что позволяет старшеклассникам осознавать свою роль в обществе. Результаты исследования подтверждают эффективность внеурочной проектной деятельности как действенного инструмента формирования социально-культурной активности.
Ключевые слова: формирование; проектная деятельность; социально-культурная активность; старшеклассники; внеурочная деятельность
Для цитирования: Акмурзиева Г. Б. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 1. С. 110–137.
Список литературы:
- Кривченко Е. Ю. Проектная деятельность школьников как важный элемент формирования социальных и общекультурных компетенций // Актуальные вопросы образования. 2023. № 2. С. 126–130.
- Осипов М. В. Потенциал проектной деятельности в контексте формирования метакомпетентности обучающихся // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 1А. С. 240–246.
- Болденко О. А. Особенности развития творческой активности старших подростков // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 61–67.
- Кийкова Е. М., Мартиросян К. М. Проектные технологии социально-культурной деятельности в работе по повышению СКА // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. 2019. С. 79–81.
- Соколенко И. О. Тайм-менеджмент как способ повышения эффективности человеческих ресурсов компании при работе над проектами // Вестник Московской международной академии. 2022. № 2. С. 73–76.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. С. 10–14.
- Соколова Ю. Н. Приемы активизации формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 3 (51). С. 109–114.
- Ишмухаметова Р. А. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС // Вестник ТОГИРРО. 2022. № 1 (48). С. 12–14.
- Магомедова Л. И., Гайтукиев М. Х., Юсупова Р. Я. Теоретический анализ проблемы организации проектной деятельности младших старшеклассников во внеурочное время // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 7 (2-3). С. 31–36.
- Галактионова Л. А. Социально-культурная активность студентов в образовательном процессе вуза культуры // Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту: мат-лы V международной научно-практической конференции: в 2 ч. / под ред. С. В. Соловьевой, В. И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2021. С. 251–253.
- Соколова Ю. Н. Приемы активизации формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 3 (51). С. 109–114.
- Рослякова А. Э. Роль социально-культурного проектирования в формировании творческой активности студенческой молодежи // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании: сборник статей / Под общей редакцией С. М. Низамутдиновой. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021. С. 421–426.
- Соколенко И. О. Тайм-менеджмент как способ повышения эффективности человеческих ресурсов компании при работе над проектами // Вестник Московской международной академии. 2022. № 2. С. 73–76.
- Цыренова В. В., Лумбунова Н. Б., Миронова Е. П. Повышение познавательной активности студентов при обучении математике // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 3. С. 48–58.
- Гребенникова О. В. Проблема ценностных ориентаций представителей юношеского возраста в ситуации транзитивности // Ананьевские чтения – 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков – к новым достижениям и инновациям: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 18–21 октября 2022 года. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2022. С. 633–634.
- Харланова Е. М. Методика формирования социальной активности подростков с учетом потенциала и рисков сообществ // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований. Реализация потенциала человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и ответственной личности: материалы IV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 24–25 октября 2024 года. Челябинск: Челябинский институт развития образования, 2024. С. 407–413.
- Рачковская Н. А., Сероветникова С. А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 2. С. 34–41.
- Богуш Е. А. Педагогическое взаимодействие: понятие, сущность, уровни и типы. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1704527230&tld=ru&lang=ru&name=15.pdf&text=.
- Палаткина Г. В., Волынкин В. И. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности: монография. Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 2011. 230 с.