Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ
Плахова Татьяна Владимировна – методист лаборатории детства, Некоммерческое партнерство «Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», Обнинск, Россия, zabawa@list.ru
Тетерский Сергей Владимирович – доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры педагогических практик и сервисных индустрий, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, teterski@list.ru
УДК: 37.013.42
Статья посвящена решению проблемы создания системы семейно-ориентированного образования в образовательных организациях России. Актуальность создания данной системы обусловлена наличием серьезных демографических угроз взаимодействия семьи и школы. К ним относятся следующие кризисные явления: размытое представление о браке и семье как устойчиво-вечном институте цивилизации, преобладание в семье материальных ценностей в ущерб духовными, редкость многопоколенных семей со взаимной согласованной поддержкой детей родителями и прародителями, воспитание без учета специфики мужественности и женственности, утрата воспитательно-созидательных функций семьи и др. В данной ситуации, необходимо переосмысление взаимодействия семьи со школой, фундаментом их взаимодействия должны стать согласованные духовно-нравственные правила-требования и наказания за их нарушения, дружба родительско-педагогических семей, адресная помощь сообществ друг другу. В статье раскрыты теоретические основания и представлены результаты масштабного проекта «Система непрерывного семейно-ориентированного образования субъектов воспитания в образовательных организациях Российской Федерации», основополагающей идеей которого является овладения каждым субъектом воспитания семейной созидательной ролью (супруг, родитель, продолжатель рода, прародитель), что способствует формированию семейного сознания. Систематизация результатов опытно-экспериментальной работы показала, что такой проект успешно реализуется в рамках специально организованной, целенаправленной системы партнерских взаимоотношений и взаимодействия педагогического коллектива, родителей, прародителей и воспитанников с помощью нешаблонных и неформальных средств, методов и форм воспитания.
Ключевые слова: институт семьи; родитель; прародитель; продолжатель рода; семейно-ориентированное образование; семейное сознание; супруг; традиции; ценности
Для цитирования: Плахова Т. В., Тетерский С. В. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 1. С. 88–109.
Список литературы:
- Палаткина Г. В., Тетерский С. В., Смирнова Р. В. и др. Фундаментализация развивающего образования как основа суверенизации России: Монография. Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2024. 370 с.
- Некрасов А. А. Живые мысли. М.: Амрита-Русь, 2006. 608 с.
- Плахова Т. В. Взаимодействие образовательной организации и семьи с позиций системного подхода. //Методология воспитания, 2024. №1. С35-40. URL: https://narodnoe.org/journals/vospitatelnaya-rabota-v.
- Тетерский С. В., Тетерская С. Г., Алфе?ров А. Н. и др. ОбразоВаяние семейного счастья. М.: НАВУСОО, 2024. 264 с.
- Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2-х тт. М.: Педагогика, 1978. Т. 2. 407 с.
- Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. URL: https://nsportal.ru/node/21540/2011/10/sukhomlinskiy-va-roditelskaya-pedagogika.
- Иванов И. П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб.: Издательство Аверс, 2003. 504 с.
- Абульханова К. А. Психолого-педагогические проблемы современного социума: коллективная монография. М.: МПГУ, 2019. 297 с.
- Волкова Т. И. Непрерывность семейного воспитания как основа социализации ребенка // Педагогическое образование и наука. 2019. № 3. С. 45–50.
- Гребенников И. В., Добровольская Н. А. Семья и воспитание детей. М.: Академия, 2008. 176 с.
- Грицай Л. А. Семейно-ориентированный подход как одно из направлений системы образования XXI в.: утопические мечтания или реальность будущего? // Future Human Image. 2024. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeyno-orientirovannyy-podhod-kak-odno-iz-napravleniy-sistemy-obrazovaniya-xxi-v-utopicheskie-mechtaniya-ili-realnost-buduschego.
- Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Семейное образование: теория и практика. СПб.: РХГА, 2019. 298 с.
- Казанцева Е. Ю. Формирование ценностей семейного воспитания в условиях современной школы // Вестник МГПУ. Серия: Психология и педагогика. 2020. № 2. С. 123–132.
- Каримов В. М. Интеграция семьи и школы в системе непрерывного образования // Образование и общество. 2018. № 1. С. 89–94.
- Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 2008. 288 с.