РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Шаронов Андрей Андреевич  –  кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры педагогических практик и сервисных индустрий, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, andreysharonov@asu-edu.ru

Голосова Валерия Игоревна  –  магистрант, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, golosovavaleriya27@mail.ru

УДК: 37.035.6

Патриотизм играет решающую роль в формировании гражданской идентичности у студентов, являясь фактором, оказывающим позитивное влияние на общество. Образовательные учреждения вносят значительный вклад в воспитание ценностей патриотизма, особенно на современном этапе общественных преобразований, отмеченных глобализацией и технологическим прогрессом. Образовательные стратегии должны адаптироваться к этим изменениям, чтобы оставаться актуальными и эффективными. Однако существует проблема интеграции процессов патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности, когда данные понятия не разграничены и не ясно их взаимовлияние друг на друга. Более глубокое исследование для определения их специфики и взаимосвязей может помочь при разработке эффективных стратегий интеграции данных направлений в образовательные и воспитательные программы. В статье рассмотрены понятие «гражданская идентичность» и ее направления. Основным направлением гражданской идентичности авторы считают патриотическое воспитание как процесс, нацеленный на формирование чувства любви к Родине, гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников, готовности к участию в общественных мероприятиях. Были рассмотрены различные классификации направлений патриотического воспитания, где отмечен их важный вклад в формирование гражданской идентичности. Проведен анализ форм и средств патриотического воспитания студентов, способствующих формированию гражданской идентичности.

Ключевые слова: гражданская идентичность; патриотическое воспитание; патриотические ценности; студенты

Для цитирования: Шаронов А. А., Голосова В. И. РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 1. С. 47–66.

Список литературы:

  1. Монастырский Д. В. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 3-1. С. 87–91. 
  2. Гревцева Г. Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 3 (45). С. 18–26.
  3. Гончаров С. А., Тюрин В. Ю., Мирошников В. И. Приемы патриотического воспитания курсантов военного вуза // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 133–137. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39409.
  4. Бородина Т. Б. Формирование гражданской идентичности в процессе воспитания суворовца // Молодой ученый. 2024. № 24 (523). С. 136–138. URL: https://moluch.ru/archive/523/115539.
  5. Марков К. В. Принципы патриотического воспитания студентов учебного военного центра при университете // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2016. № 3 (27). С. 3–5.
  6. Апанасевич Г. М. Актуальность проблемы патриотического воспитания студентов // Исследования молодых ученых: материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). Казань: Молодой ученый, 2023. С. 57–61.
  7. Исмагилова Р. Р., Ахметшина Г. Х. Краеведческое содержание уроков математики как средство формирования гражданской идентичности и патриотизма школьников // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2024. № 1. С. 1–6.
  8. Болотина И. И. Состояние государственно-гражданской идентичности в среде студенческой молодежи РФ: теоретический и прикладной аспекты // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1. С. 92–105.
  9. Гуськов Ю. В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества. М.: МПСИ, 2020. 311 с.
  10. Дробижева Л. М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4 (158). С. 480–498.
  11. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Гусельцева М. С.  и др. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России.  М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 252 с.
  12. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд. МГУ, 1990. 240 с.
  13. Сергеева В. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования.  2011.  № 4.  С. 12–15.
  14. Казаева Е. А., Чхетиани Н. С., Пономарева Л. И.  Патриотизм как инструмент формирования гражданской идентичности: анализ представлений студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 2. С. 1–12. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN223.pdf.
  15. Гончаренко Л. Н., Авакова Э. Б., Кузнецов А. А.  Гражданская идентичность, патриотическое воспитание и новая Российская государственная идеология // Российский научный журнал «Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований».  2024.  № 3 (15). С. 124–132.   
  16. Абдурахманов Ш. Н. Основные направления патриотического воспитания // Проблемы педагогики. 2020. № 6 (51). С. 60–61.
  17. Седова К. В. Основные направления государственной политики РФ в сфере патриотического воспитания // Огарев-Online.  2023. № 8 (193).  C. 1–9.
  18. Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 75–78.
  19. Потапова А. А. Идеи П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании ребенка и их актуальность в современной семье // Развитие образования. 2024. Т. 7. № 1. С. 68–76.

Читать