Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
МНОГОЛИКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СОЧИНЕНИЯХ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ
Пичугина Виктория Константиновна – доктор педагогических наук, доцент; профессор Института образования НИИ ВШЭ; профессор кафедры педагогики РАО, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; Российская академия образования, Москва, Россия, Pichugina_V@mail.ru
Овсепян Астине Сейрановна – учитель испанского языка, Школа № 1252 имени Сервантеса, Москва, Россия, asya1998@mail.ru
УДК: 378.4
Мигель де Унамуно-и-Хуго (1864–1936) – испанский философ, писатель, преподаватель и ректор университета Саламанки – являлся одной из ключевых фигур конца XIX – начала XX века. Он привлекал и продолжает привлекать исследователей оригинальностью художественно-философского выражения взглядов на политическую и интеллектуальную жизнь Испании его времени. Педагогические идеи Унамуно, среди которых особое место занимали идеи по совершенствованию высшего образования, нечасто становятся предметом изучения. При этом они являются оригинальными не только по содержанию, но и по форме представления, т. к. Унамуно предпочитал давать университету метафорические определения, когда рассуждал о проблемах, определявших положением дел в высшем образовании. В основе его концепции развития высшего образования в Испании лежала идея о том, что университет должен работать как здоровый живой «организм» и перестать быть «фабрикой выпускников», центром «готовой науки» или «храмом рутины и разгула». Педагогические метафоры Унамуно представляют собой не только значимую для истории педагогики концептуальную целостность, но и уникальный методологический инструментарий, который может быть применен для изучения современных университетов.
Ключевые слова: Мигель де Унамуно-и-Хуго; история высшего образования; философия высшего образования; университет
Для цитирования: Пичугина В. К., Овсепян А. С. МНОГОЛИКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СОЧИНЕНИЯХ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 1. С. 29–46.
Список литературы:
- Овсепян А. С. Проблемы высшего образования в трудах Мигеля де Унамуно // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: Актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века: материалы XVIII международной научной конференции 10 ноября 2022 г. М.: АСОУ, 2022. С. 258–263.
- Овсепян А. С. Софистика в сочинениях Мигеля де Унамуно: между политикой и педагогикой // HypothekaI. 2023. № 7. С. 182–192.
- Пичугина В. К., Овсепян А. С. Университет как живой организм: философия высшего образования Мигеля де Унамуно-и-Хуго // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 134–149.
- Шувалов В. И. Метафорический дискурс. М.: Прометей МПГУ, 2005. 147 с.
- Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг... Концепция педагогической герменевтики: монография. М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2011. 272 с.
- Unamuno M. La universidad hace veinte años. Obras completas. Madrid: Escelicer, 1970. Vol. VIII. P. 1195-1198.
- Unamuno M. Autonomía docente. Conferencia pronunciada en la sección pública de 3 de enero de 1917, en la Real Academia de Jurisprudencia y Legislación, de Madrid. Obras completas. Vol. VII, Madrid: Afrodismo Aguado, S. A., 1958. Р. 919-942.
- Unamuno M. La enseñanza universitaria. Ponencia presentada a la II Asamblea Universitaria, celebrada en Barcelona del 2 al 7 de enero de 1905 // Obras Completas IX. Madrid: Escelicer, 1971. Р. 138-144.
- Unamuno M. Algo sobre autonomía universitaria // Obras Completas IX. Madrid: Escelicer. 1971. Р. 1597-1600.
- Santos E. J. La universidad vista por Unamuno: las funciones del rector y de los claustros // Ideas y Valores. 2018. Vol. 67. № 166. Р. 233-242.
- Aparicio Marcos A. Unamuno, Educador: Sus concepciones de conocimiento, verdad y ciencia. Azafea: Revista de Filosofía. 2022. 24. P. 201-219.
- Unamuno M. De la enseñanza superior en España. Obras completas de Miguel de Unamuno; edición y prólogo de Ricardo Senabre // Biblioteca Castro, Turner. 1995. Vol. 8. Р. 3-58.
- Santos E. J. La universidad vista por Unamuno: las funciones del rector y de los claustros // Ideas y Valores. 2018. Vol. 67. № 166. Р. 233-242.
- Зайченко Н. И. Оформление социально-педагогических идей в Испании в контексте регенерационизма на рубеже ХІХ–ХХ вв. // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 11-12. С. 100–103.
- Unamuno M. La juventud «intelectual» española. Obras completas de Miguel de Unamuno; edición y prólogo de Ricardo Senabre // Biblioteca Castro, Turner. 1995. Vol. 8. P. 369-377.
- García Blanco M. Don Miguel y la universidad. Cuadernos de la Cátedra Miguel de Unamuno. 1963. №13. P. 12-32.
- Santos E.J. Unamuno: la universidad y la autonomía universitária. Educação e Filosofia. 2016. Vol. 30. Р. 447-466.
- Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. В. Наумова. М.: Ad Marginem, 1999. 480 c.
- Ortega y Gasset J. La destitución de Unamuno // El País, Madrid, 1914. URL: http://hdl.handle.net/10366/81429.
- Кларк У. Академическая харизма и истоки исследовательского университета / пер. с англ. М. Рудакова. М.: Изд-во ВШЭ, 2017. 734 с.
- Коллини С. Зачем нужны университеты? / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. 264 с.
- Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута. 2-е изд. М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. 304 с.