ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ: РИСКИ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Жигульский Илья Артемович  –  студент, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, ilya.zhigulskiy.2000@mail.ru

Коробкова Ольга Михайловна  –  кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры педагогических практик и сервисных индустрий, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, olga-korobkova@mail.ru

УДК: 37.02

В статье рассматриваются связанные с цифровыми образовательными платформами риски, определяющиеся как потенциальные угрозы и негативные последствия, которые могут возникнуть в процессе обучения школьников, в том числе фишинг как вид кибермошенничества. Его целью является получение конфиденциальной информации (логинов, паролей, данных банковских карт) обманным путем, в частности при использовании цифровых образовательных платформ. Цель исследования состоит в анализе уровня осведомленности школьников о данном виде мошенничества. Фишинг остается одной из самых распространенных угроз в информационной безопасности, поскольку он опирается не на технические уязвимости, а на человеческий фактор. В работе использовались методы опроса и математического анализа, которые применялись при изучении ответов 751 школьника из 9 школ Астрахани. В результате исследования были получены сведения, указывающие на низкий уровень осведомленности о фишинге, незнание обучающимися о защите своих личных данных с помощью двухфакторной аутентификации, что делает актуальной необходимость разработок педагогических средств, обучающих школьников информационной безопасности. В статье предлагается совокупность практико-ориентированных педагогических инструментов, направленных на повышение эффективности информационной безопасности школьников во время работы на образовательных цифровых платформах.

Ключевые слова: практико-ориентированное образование; цифровые образовательные платформы; школьники; фишинг; информационная безопасность

Для цитирования: Жигульский И. А., Коробкова О. М. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ: РИСКИ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 1. С. 5–28.

Список литературы:

1. Яламов Г. Ю. О современном состоянии обучения кибербезопасности // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 3 (53). С. 52–60. DOI 10.25688/2072-9014.2020.53.3.06.

2. Датаев А. А., Калитин Н. С., Харченко С. Б. Угрозы и вызовы кибербезопасности в онлайн-образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-3. С. 144–147.

3. Магомадова А. Р., Айгумов Т. Г., Синицин А. М. Развитие кибербезопасности в образовательной среде: защита данных и личной информации // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-3. С. 273–276.

4. Кокорев Н. М. Безопасность в условиях цифровых коммуникаций учащихся // Актуальные проблемы безопасности в техносфере. 2023. № 3 (11). С. 6–9. DOI 10.34987/2712-9233.2023.99.67.001.

5. Эпова А. В. Кибербуллинг и его воздействие на психическое состояние // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2024. № 1. С. 415–420.

6. Сыкеев Д. В., Сыкеева И. Н. Проблемы обеспечения информационной безопасности // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2023. № 4 (100). С. 45–48.

7. Польченко М. А. Анализ рисков в информационной среде // Молодой исследователь Дона. 2023. Т. 8. № 3 (42). С. 55–62.

8. Войкова Н. А. Мошенничество в Сети: получение конфиденциальной информации посредством фишинга // Вестник Российско-Армянского (Славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. 2022. № 4 (43). С. 46–54. DOI 10.48200/1829-0450_sh_2022_4_46.

9. Бронникова Н. А. Ресурсы цифровой платформы «Дневник. ру»: пути повышения эффективности управления образованием // Преемственность в образовании. 2021. № 28. С. 503–510.

10. Новоселова К. В. Проект «Цифровая школа» // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2009. № 2. С. 1–5.

11. Пащенко Т. В. Формирование критического мышления у взрослых с использованием проблемно ориентированного обучения в онлайн-среде // Вопросы образования. 2024. № 2. С. 226–250.

12. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Маркова Н. В. Образование и социальные сети // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 121-3. С. 170–175.

13. Антонова Т. С., Смирнов В. М. Фишинг как неизученное киберпреступление // StudNet. 2021. Т. 4. № 6. С. 69–75.

14. Апухтин И. Н. Дезинформация в социальных сетях: преступления и наказания // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2023. Т. 14. № 1 (58). С. 21–24.

Читать