ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СО СТУДЕНТАМИ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «АГРОИНЖЕНЕРИЯ»)

Багринцева Ольга Борисовна  –  кандидат филологических наук, доцент; заведующий кафедрой английского языка и профессиональных коммуникаций, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, bagrintsevaob@gmail.com

Гроховская Ирина Аркадьевна  –  кандидат филологических наук; доцент кафедры английского языка и профессиональных коммуникаций, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия,

УДК: 373.51

Статья посвящена разрабатываемой авторами методологии использования нейросетей в процессе создания и подбора учебных материалов для организации качественной подготовки к проведению занятий по иностранному языку со студентами инженерных специальностей. Рассматриваются основные сервисы, позволяющие создавать текстовые документы и презентации, генерировать изображения, приводится подготовленный подобным образом пул заданий и описывается процесс применения сгенерированного контента на занятиях по иностранному языку со студентами агроинженерного направления подготовки. Актуальность исследования представляется довольно высокой в связи с характеристиками самого объекта исследования, т. к. сервисы искусственного интеллекта (ИИ) постоянно совершенствуются и развиваются, что обусловливает их широкое распространение и внедрение в образовательный процесс на разных его уровнях и этапах. Специфика высшего образования предполагает дифференциацию и персонализацию учебного процесса в соответствии с узкой направленностью осваиваемых студентами образовательных программ. Данная задача входит в функциональный диапазон современных нейросетей. Использование сервисов ИИ на занятиях по иностранному языку со студентами-инженерами позволит структурировать и эффективно отработать техническую лексику, предложить студентам интересные задания, которые, помимо обучающей функции, имеют высокую мотивационную составляющую.

Ключевые слова: профессиональное обучение; методы обучения; искусственный интеллект (ИИ); нейросети; обучение иностранному языку; студенты вузов

Для цитирования: Багринцева О. Б., Гроховская И. А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СО СТУДЕНТАМИ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «АГРОИНЖЕНЕРИЯ») // Педагогические исследования. 2024. Вып. 3. С. 105–127.

Список литературы:

  1. Желнова М. В. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков // Научное и техническое творчество молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2023. С. 207–211.
  2. Исмаилова Е. К. Тенденции преподавания иностранных языков с появлением искусственных интеллектуальных систем (нейросетей) // Казанская наука. 2023. Вып. № 8. С. 17–19.
  3. Есина Л. С. Использование искусственного интеллекта при обучении иностранному языку в вузе // Иностранные языки в высшей школе: новая реальность. М.: ООО «Издательство Прометей», 2022. С. 217–261.
  4. Крючкова А. Д. Искусственный интеллект в образовании // Интеллектуальная энергетика: сборник трудов I Всероссийской научно-практической конференции. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2023. С. 157–158.
  5. Сергеева В. В. Возможности использования искусственного интеллекта при обучении иностранным языкам // Романия: языковое и культурное наследие – 2023: материалы ІII Международной научной конференции. Минск: Белорусский государственный университет, 2023. С. 309–312.
  6. Бугаева Т. И. Распределенная информационная система обучения английскому языку с использованием алгоритмов и модулей искусственного интеллекта // Информатика: проблемы, методология, технологии: материалы XVI Международной научно-методической конференции. Воронеж: Научно-исследовательские публикации, 2016. С. 130–135.
  7. Бурина Е. В. Лингводидактический потенциал технологий искусственного интеллекта для обучения иностранным языкам // Мир науки, культуры, образования. 2023. Вып. № 6(103). С. 323–326.
  8. Яременко В. И. Современные подходы к интеграции ИИ в преподавании иностранного языка студентам-лингвистам // Лингвистика, лингводидактика и переводоведение: настоящее и будущее (ЛЛПНБ-24): материалы I Международной научно-практической конференции. Зеленоград: Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», 2024. С. 333–338.
  9. Kapiturova A. A. The role of artificial intelligence and Computer technologies in foreign language learning // Язык и мир изучаемого языка. Саратов: ООО «Кубик», 2024. С. 112–118.
  10.  Колчина Т. Ф. Использование искусственного интеллекта и ChatGPT в обучении иностранным языкам // Актуальные вопросы физического воспитания и адаптивной физической культуры в системе образования: сборник материалов VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Волгоград: Волгоградская государственная академия, 2024. С. 195–198.
  11.  Дахин А. Н., Семенов Н. Г., Ярославцева Н. В., Ермолаев С. Ю. Педагогические технологии и нейросети // Школьные технологии. 2020. № 2. С. 28–33.
  12.  Кульгавюк В. В. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка: проблемы и перспективы развития // Экономика и управление: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования экономического факультета Новочеркасского инженерно-мелиоративного института. Новочеркасск, Лик, 2024. С. 259–262.

Читать