НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Коновалова Яна Владимировна  –  ассистент кафедры английского языка и профессиональных коммуникаций, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, yana.yagelnitskaya@gmail.com

УДК: 37.017.4

Статья посвящена изучению влияния национальных культурных кодов на формирование универсальных учебных действий (УУД) при обучении иностранным языкам. Опираясь на результаты современных исследований, автор подчеркивает важность понимания национальных культурных кодов в преподавании иностранного языка. В статье раскрывается значение национальных культурных кодов в педагогике и лингвистике. Выявлено, что в контексте образования национальные культурные коды могут оказывать влияние на учебные материалы и содержание уроков, методы обучения и подходы к образованию, межкультурное взаимодействие, профессиональное развитие преподавателей, а также развитие толерантности и уважения. Автором приводится несколько способов интеграции национальных культурных кодов в изучение иностранных языков, например: изучение культурных особенностей (культурные вечера, посещение музеев и т. д.), использование многообразия электронных материалов и интернет-ресурсов, создание открытой образовательной среды (круглые столы, метод проектов и др.), адаптация коммуникативных стратегий (организация общения с носителями языка). Особое внимание уделяется методу проектов как фактору раскрытия национальных культурных кодов и успешного освоения языковых особенностей. Проектный метод содействует формированию способности к обнаружению и раскрытию национального культурного кода, «закодированного» в языковых конструкциях. В заключении отмечается важность дальнейших исследований в этой области для оптимизации процесса формирования УУД на занятиях иностранным языком.

Ключевые слова: национальный культурный код; универсальные учебные действия (УУД); английский язык; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО); метод проектов; лингвокультурология

Для цитирования: Коновалова Я. В. НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 3. С. 85–104.

Список литературы:

  1. Хайруллина, Р. Х. Современные тенденции в лексикографии: лингвокультурологический словарь // Мир науки, культуры, образования. 2020. Вып. № 4 (83). С. 441–442.
  2. Худолей Н. В. Национальный код культуры и его актуализация в пословицах, поговорках и классических литературных текстах // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2017.  Т. 14. Вып. № 4. C. 643–653.
  3. Изотова Н. Н. К вопросу о прочтении «культурного кода» в лингвокультурологии // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10. Вып. № 4-1. С. 5–11. 
  4. Пашкова Н. И. Культурный код – символический язык культуры // Язык и культура. Новосибирск. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-kod-simvolicheskiy-yazyk-kultury
  5. Лаенко Л. В. Культурные коды в процессе обучения иностранным языкам // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Вып. № 1. С. 121–125.
  6. Тер-Минасова С. Г.  Язык и межкультурная коммуникация // Вестник культурологии. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/s-g-ter-minasova-yazyk-i-mezhkulturnaya-kommunikatsiya.
  7. Васильев Н. А. Культурный код. Новые поколения российской молодежи // ПОИСК: Обществоведение. Социология. Культура. 2020. Вып. № 5. С. 38–62.
  8. Кириченко Е. А. Семиотические основы формирования умений иноязычного общения в обучении иностранному языку в языковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. Вып. № 4. С. 144–147.
  9. Барышев Н. В. Культурный код в аспекте переводческой деятельности // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2020. Вып. № 5. С. 18–31.
  10. Тилляев З. А. Формирование универсальных учебных действий на занятиях английским языком // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-angliyskogo-yazyka-1.
  11. Мартынова О. В. К вопросу об универсальных учебных действиях на уроках иностранного языка // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной научной конференции, Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. Т. 15. С. 247–250.
  12. Полухина М. А. Методы формирования универсальных учебных действий // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сборник статей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021.  С. 175–180.

Читать