ВЛИЯНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ СТУДЕНТАМИ – ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДИАСПОРАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: ОПЫТ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В. Н. ТАТИЩЕВА

Синегубова Любовь Александровна  –  кандидат философских наук; старший преподаватель кафедры философии, культурологии и социологии, Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, lyubov.kholova@yandex.ru

Леонтева Нелли Владиславовна  –  переводчик Каспийской высшей школы перевода, Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, m-n.alieva@yandex.ru

УДК: 37.013.21

В статье исследуется роль образовательного учреждения высшего образования в поддержке и сохранении культурной идентичности студентов – представителей диаспор и национальных обществ Азербайджана и Туркменистана. На примере Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева (АГУ) рассматривается комплекс воспитательных мероприятий, проводимых университетом как самостоятельно, так и при поддержке национальных обществ, направленных на укрепление связи студентов с их культурной и исторической памятью. Авторы анализируют различные формы и методы воспитательной работы, применяемые в вузе. Особое внимание уделяется программам адаптации в кружковых объединениях, содействующим межкультурному диалогу и взаимодействию, что способствует интеграции обучающихся в образовательную среду поликультурного региона. В статье подчеркивается важность активного участия студентов в создании и реализации проектов, направленных на сохранение и популяризацию национальных традиций и обычаев. Это позволяет обучающимся не только укреплять свою культурную идентичность, но и развивать лидерские качества, коммуникативные навыки и способность работать в команде. Исследование основано на эмпирических данных, собранных в рамках записанных интервью, а также анализе отчетов о проведенных мероприятиях. Результаты исследования демонстрируют, что воспитательная деятельность в АГУ способствует формированию у студентов уважительного отношения к своим культурным корням, а также стимулирует интерес к изучению культурных традиций других народов. Авторы делают вывод о необходимости дальнейшего развития и поддержки воспитательных программ, направленных на сохранение культурной памяти среди студентов, подчеркивая значимость межкультурного обмена в условиях риска межнациональных конфликтов.

Ключевые слова: воспитательная деятельность; культурная память; диаспоры; национальные объединения; студенты; этнические группы; образовательные практики; культурная идентичность; межкультурная коммуникация

Для цитирования: Синегубова Л. А., Леонтева Н. В. ВЛИЯНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ СТУДЕНТАМИ – ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДИАСПОРАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: ОПЫТ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В. Н. ТАТИЩЕВА // Педагогические исследования. 2024. Вып. 3. С. 5–28.

Список литературы:

  1. Levitt P., Jaworsky B. N. Transnational Migration Studies: Past Developments and Future Trends. Review of Sociology. 2007. Р. 129-156.
  2. Van Hear N. Diasporas, Recovery and Development in Conflict-ridden Societies. In The migration-development nexus: a transnational perspective / ed. by Thomas Faist, Margit Fauser, Peter Kivisto. New York: Palgrave Macmillan, 2011. Р. 85-103.
  3. Wood E.J. The Social Processes of Civil War: The Wartime Transformation of Social Networks. Annual Review of Political Science. 2008. Vol. 11. P. 539-561.
  4. Абакумова И. В. Межкультурная социально-психологическая адаптация студентов в полиэтническом образовательном пространстве вуза // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 3. С. 53–72.
  5.  Айснер Л. Ю. Академические мигранты: проблемы адаптации // Парадигма устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях современных реалий: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию создания ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, Красноярск, 24–26 мая 2022 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. С. 513–516.
  6. Ашмарина С. И. Доля иностранных студентов как показатель качества системы высшего образования // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2017. № 2-2. С. 9–12.
  7.  Безгодов Д. Н. Теория диалога М. М. Бахтина в перспективе развития организационной культуры вуза // Сборник научных трудов: материалы научно-технической конференции, Ухта, 14–17 апреля 2009 года. Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2009. С. 223–228.
  8. Волкова А. А. Философское понимание диалога культур в концепциях М. М. Бахтина и В. С. Библера: сравнительный анализ // Logos et Praxi p. 2019. Т. 18, № 4. С. 108–117.
  9. Коновалова Е. В. Формирование диалоговой культуры студентов – будущих педагогов // Гуманизация образования. 2014. № 2. С. 35–40.
  10.  Беляев Г. Ю. Гражданско-патриотическое воспитание в современном мире // Нижегородское образование. 2022. № 1. С. 4–15.
  11.  Богачев М. И. Безопасность как дискурсивная практика: идентичность и формирование дискурса социетальной безопасности // Вестник Пермского университета. Политология. 2024. Т. 18, № 1. С. 135–144.
  12.  Романова А. П. Проблема культурной безопасности в научном дискурсе // Человек. Сообщество. Управление. 2015. Т. 16, № 2. С. 36–55.
  13.  Кашпирева Т. Б. Учет ценностей личности как необходимое условие формирования поликультурной среды современного университета // Живая психология. 2022. Т. 9, № 4(36). С. 37–46.
  14.  Мартиросян К. В. Особенности суверенности психологического пространства студентов в контексте этнической идентичности: кросскультурный аспект // Перспективы науки и образования. 2022. № 2(56). С. 408–422.
  15.  Воробьева Г. В., Алтухова О. Н., Ингеманссон А. Р., Птицына Е. А. Межкультурная коммуникация в условиях современного российского вуза: основные принципы организации и проведения интернациональных фестивалей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (157).  С. 59–64.
  16.  Меликян А. В. Международная образовательная деятельность российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 1(107). С. 52–62.
  17.  Михайлов А. А., Джишкариани Т. Д., Шлемина В. М., Шалова Д. А. Педагогические условия поддержки развития национальной идентичности у русских детей-эмигрантов // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 3. С. 3–9.
  18.  Касенова Н. Н., Чемчиева А. П., Мусатова О. В. [и др.] Модель этнокультурного взаимодействия молодежи в образовательном пространстве: концептуальные основы // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 1. С. 33–42.
  19.  Тамбовцева М. А. Теоретический подход Копенгагенской школы к обеспечению международной безопасности: основные положения теории секьюритизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 9(83). С. 185–187.
  20.  Донских Д. М. Диалог культур как основа воспитания толерантности у студентов педагогического вуза // Диалог культур и толерантность общения: сборник статей по материалам VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Горно-Алтайск, 18 ноября 2021 года. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2021. С. 13–17.

Читать