ТЕКСТОВЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Беккер Наталья Алексеевна  –  аспирант кафедры русской филологии и журналистики, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, Alexis2646@yandex.ru

УДК: 37.034

Цель исследования – обосновать, что использование текстового дидактического материала духовно-нравственной направленности положительно влияет на формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка. В статье систематизирована информация о важности использования текстового дидактического материала духовно-нравственной направленности на уроках русского языка в начальных классах, содержании коммуникативной компетенции в целом и исследуемой возрастной категории в частности, приведены примеры текстов для изложений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста. Материал для обучения русскому языку должен являться основой для активной речевой деятельности школьников, помогать им в приобретении значимого опыта не только практического, но и духовного. Представлен фрагмент методической разработки урока для обучающихся четвертых классов по УМК «Школа России» с использованием отрывка произведения «Приемыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка для проведения подробного изложения. Научная новизна исследования заключается в том, что расширено представление о возможностях применения текстового дидактического материала духовно-нравственной направленности как методической основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка.

Ключевые слова: текстовый материал, дидактический материал, духовное воспитание, нравственное воспитание, методическая основа, коммуникативная компетенция, младший школьник, урок русского языка, изложение

Для цитирования: Беккер Н. А. ТЕКСТОВЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Педагогические исследования. 2024. Вып. 2. С. 76–100.

Список литературы:

  1. Helve H. Borders and possibilities in youth research – a longitudinal study of the world views of young people. In Helve H. (Ed.). Mixed methods in youth research. Finnish Youth Research Network; 2005. Р. 57–81.
  2. Ускова И. В., Шамчикова В. М., Макаров М. И. Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования. М.: Российская академия образования, 2021. 200 с.
  3. Андреева О. С. Обучение учащихся текстовой деятельности в условиях билингвального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 18–22.
  4. Иргашева Т. Г. Лингвистика текста в школе. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2024. 144 с.
  5. Батырева С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников // Начальная школа. 2015. № 11. С. 32–34.
  6. Мусаева Л. С. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся основной школы в процессе самостоятельной работы по русскому языку. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2022. С. 177–179.
  7. Острикова Т. А. Дидактический материал как средство обучения // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2000. № 1. С. 144–152
  8. Острикова Т. А., Упоров А. В. Принципы и критерии отбора русских переводов китайской народной сказки как конкурирующих текстов для изложений по предмету «Русский язык» // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (42). С. 268–286.
  9. Линдгрен А. Карлсон вернулся. М.: Издательство «АСТ», 2009. 144 с.
  10. Ушинский К. Д. Рассказы и сказки. М.: Издательство «Махаон», 2022. 128 с.
  11. Нилова О. В. Работа с текстом как средство обогащения словарного запаса // Первое сентября. 2010. № 4. С. 32–39.

Читать