ТРУДНОЕ ДЕТСТВО НЕ ПРИГОВОР: ОБ ОПЫТЕ АНГЛИЙСКОГО «ПЕДАГОГА-СПАСАТЕЛЯ» РОБЕРТА ОУЭНА ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ УЛИЦ

Терещенкова Виктория Викторовна  –  кандидат педагогических наук; старший преподаватель кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры политического анализа и социально-психологических процессов, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, tereshenckowa.viktoria@yandex.ru

Глазунова Ирина Николаевна  –  кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой педагогики, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, irinaglazunova@mail.ru

УДК: 37.013.42

Данная статья посвящена рассмотрению и анализу опыта английского педагога Р. Оуэна, который являлся инициатором решения проблемы воспитания детей улиц, детей городской бедноты и, как следствие, потенциальных несовершеннолетних правонарушителей. Авторами выявлено, какие меры в конце XVIII века предлагал известный английский реформатор в целях поддержки детей данной категории. В статье раскрывается опыт Роберта Оуэна по открытию «школы для маленьких детей», где дети раннего возраста получали нормальное воспитание (нравственное, физическое, эстетическое, умственное), что влияло на формирование их личности. Кроме того, заслугой этого педагога является создание школы для детей рабочих. Авторы подчеркивают, что педагогическая деятельность Р. Оуэна была построена на принципе социальной справедливости, предполагавшем баланс прав и обязанностей личности, труда и вознаграждения.

Ключевые слова: Роберт Оуэн, воспитание, школы для маленьких детей, социальная справедливость

Для цитирования: Терещенкова В. В., Глазунова И. Н. ТРУДНОЕ ДЕТСТВО НЕ ПРИГОВОР: ОБ ОПЫТЕ АНГЛИЙСКОГО «ПЕДАГОГА-СПАСАТЕЛЯ» РОБЕРТА ОУЭНА ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ УЛИЦ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 2. С. 38–49.

Список литературы:

  1. Дриль Д. А. О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних. СПб.: Сенатская типография, 1908. 19 с.
  2. Андерсон К. М. Роберт Оуэн и зарождение доктрин кооперативизма // Русская политология. 2018. № 1 (6). С. 61–71.
  3. Герцен А. И. Роберт Оуэн // Сочинения в 9 томах. Т. 6: Былое и думы. Ч. 6: Англия, Глава IX. Роберт Оуэн. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. 288 с.
  4. Демченко Е. С. Роберт Оуэн: его мысли и действия касательно детского труда в Англии в начале XIX века // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 2013. С. 30-34.
  5. Анекштейн А. И.  Роберт Оуэн: Его жизнь, учение и деятельность. М: Соцэкгиз, 1937. 287 с.
  6. Торицын Т. М. Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей. М.: Московский рабочий, 1972. 174 c.
  7. Оуэн Р. Педагогические идеи Роберта Оуэна: избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна со вступительной статьей А. Анекштейна. М.: Учпедгиз, 1940. 264 с.
  8. Сассен И. Л. Развитие кооперативной мысли в век капитализма. Киев: Б. и., 1919. 108 с.
  9. Либкнехт В. Роберт Оуэн: его жизнь и общественно-политическая деятельность. СПб.: Молот, 1905. 32 с.
  10.  Коул Дж. Роберт Оуэн. М; Ленинград: Гос. соц.-экон. изд-во. 1931. 200 с.
  11. Tereshchenkova V. V., Senchenkov N. P. Implementation of the Principle of the Social Fairness in the Educational Process in Storozhishchensky Corrective Colony Shelter of the Smolensk Province in the Late 19th Century to the Early 20th Century // Proceedings IFTE-2020. 2020. P. 2553–2570.

Читать