РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Жумалиева Сакина Ильгар-Кызы  –  заведующий детским садом, Детский сад № 132 «Кузнечик», Астрахань, Россия, sakina1983@yandex.ru

Травина Марина Викторовна  –  воспитатель, Детский сад № 132 «Кузнечик», Астрахань, Россия, travina.m18092012@yandex.ru

УДК: 373.24

Анализируется опыт применения развивающего конструктора для организации предметно-развивающей среды дошкольников (ПРСД), стимулирующей их познавательную деятельность. Рассматривается сущность познавательной деятельности, ее структура, специфика в дошкольном возрасте. Изучается влияние социально-культурной окружающей среды, способствующей максимальному развитию потенциала каждого ребенка. Обращается внимание на ключевую роль предметно-развивающей среды в познавательной деятельности дошкольников. Описывается педагогический инструментарий, содержащий конструктор формирования ПРСД, и содержание среды. Делается вывод о том, что в настоящее время общество придает особое значение формированию у детей когнитивных навыков, способствующих формированию социальных навыков и адаптации к общественным нормам и ценностям. Исследование содержит рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию ПРСД для развития познавательной активности детей.

Ключевые слова: дошкольник, дошкольное образование, познавательная деятельность, обучение, формирование когнитивных навыков, предметно-развивающая среда

Для цитирования: Жумалиева С. И., Травина М. В. РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 2. С. 23–37.

Список литературы:

  1. Мушкаева М. А., Музакаева Х. С., Хасханова М. Т. Развитие операционального компонента познавательной деятельности студентов высших педагогических учебных заведений // Педагогический журнал. 2023. № 13. С. 298–305.
  2. Гриднева Е. А., Лопаткина И. А. Активизация познавательной деятельности посредством проблемно-ориентированного обучения // Глобальный научный потенциал. 2023. № 11 (152). С. 27–31.
  3. Петрова С. В. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в педагогической науке // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). С. 41–46.
  4. Семенова Т. Ю., Юрчик С. В. Файнворд как прием активизации познавательной деятельности обучающихся // Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 12 мая 2023 года / Под общей редакцией О. В. Бессчетновой, П. А. Шацкова. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2023. С. 528–531.
  5. Дементьева О. М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2017.  № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26179.
  6. Великанова С. С. Виды, структура и уровни учебно-познавательной деятельности студентов-документоведов // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 2. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21490686_79365975.pdf.
  7. Журавлева А. О., Ахтямова В. А. Структура познавательной деятельности: субъект научного познания // Философия в системе «НТПО»: наука, технология, производство, образование: сборник материалов межвузовской научной конференции, Казань, 12 декабря 2019 года / Под редакцией Н. Ш. Валеевой. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2019.  С. 24–26.
  8. Зотова И. В., Фадеева Н. В. Особенности процесса формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 21 (103). С. 88–92.
  9. Уржумова А. С., Степанова Н. А. Особенности познавательного развития старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5–2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15615.
  10. Ханиева М. А. Теоретические аспекты понятия социокультурной среды села // Теоретические и прикладные аспекты в области гуманитарных наук: материалы V Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 28 апреля 2023 года. Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Манускрипт», 2023. С. 246–247.
  11. Селиверстова А. А. Инновационный подход к проектной деятельности организаций социально-культурной сферы // Стратегическое развитие инновационного потенциала отраслей, комплексов и организаций: сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 20–21 октября 2022 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. С. 233–236.
  12. Тафинцева Н. А., Маликова И. А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС // Преемственность в образовании. 2020. № 25. С. 343–342.

Читать