Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Иванова Светлана Дмитриевна – соискатель кафедры педагогических практик и сервисных индустрий; старший преподаватель кафедры педагогического образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, golubyatnikova29.01@yandex.ru
Симонова Татьяна Николаевна – доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры педагогического образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, tsimonova52@mail.ru
УДК: 373.24
Статья посвящена изучению специфики процесса формирования социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста с применением средств музейной педагогики. Основываясь на актуальных исследованиях, авторы обращают внимание на значимость музейного пространства как среды для развития социальных и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются основные подходы к организации музейных занятий, направленных на развитие знаний и навыков социального взаимодействия и адаптации, коммуникации и сотрудничества среди дошкольников, эмоциональной интеллектуальности, самостоятельности, правил поведения в социуме. Особое внимание уделяется методам стимулирования эмоционального развития, а также взаимосвязи между социальным пониманием и эффективной коммуникацией в контексте музейных занятий. В исследовании даны рекомендации для практического применения музейной педагогики в работе с дошкольниками с целью достижения максимального эффекта в развитии их социально-коммуникативных навыков. В заключении подчеркивается значение дальнейших исследований в этой области для оптимизации процесса формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников средствами музейной педагогики.
Ключевые слова: дошкольник, дошкольное образование, музейная педагогика, социально-коммуникативная компетентность, формирование коммуникативной компетентности дошкольников, формирование социальной компетентности дошкольников, формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников
Для цитирования: Иванова С. Д., Симонова Т. Н. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 2. С. 5–22.
Список литературы:
- Гриневич И. М., Чуприна А. А., Тоторкулова М. А., Москвитина Н. Ю., Гриневич Г. В., Матяжова О. А. Компетентностная модель дошкольного образования: монография. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. 94 с.
- Давкуш Н. В. Теоретический анализ понятия «социально-коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста» // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: материалы XI международной научно-практической конференции. Симферополь: НИЦ «Академический», 2017. Т. 2. С. 48–50.
- Ковш О. А. Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности // Психология человека и общества. 2021. № 8(37). С. 5–14.
- Хилкова В. В. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста и роль воспитателя в этом процессе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 1 (3). С. 246–247.
- Куншина Е. А. Особенности развития речевого творчества детей дошкольного возраста // Вестник науки. 2020. Т. 1. № 11 (32). С. 18–20.
- Кудряшова Т. Ю. Экспериментальное исследование особенностей развития компонентов психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. Т. 19. № 4. С. 31–39.
- Кривцова М. А., Селигеева И. Р. Интеграция педагогических и инновационных музейных технологий в образовательный процесс учреждений общего и дополнительного образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (298). С. 33–37.
- Мельникова Г. В. Теоретические основы организации музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2022. Т. 2. № 14–3. С. 186–190.
- Ковалев А. М., Проценко Е. Г. Музейная педагогика в эпоху цифровизации: традиции и инновации // Образование от «А» до «Я». 2022. № 2. С. 41–43.
- Белолуцкая А. К., Головина А. В., Гринько И. А., Гурин Г. Г., Жабина Н. Г., Криштофик И. С., Щербакова Т. В. Современные вызовы музейной педагогики и коммуникации: актуализация рефлексии посетителей // Вестник антропологии. 2023. № 2. С. 35–53.
- Нечаев М. П. Ресурсы развития музейной педагогики: научно-исследовательский аспект // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2019. № 1. С. 35–39.
- Голдина Е. А., Разуваева Т. А. Музейная педагогика: сущность, история развития, средства // XI Авдеевские чтения: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 19 апреля 2023 года / Под общей редакцией Ю. А. Шурыгиной. Пенза: Пензенский государственный университет, 2023. С. 232–235.
- Самойлов А. В. Использование методов музейного менеджмента в современных музейных учреждениях // Научная палитра. 2020. № 4. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44825296_93072793.pdf .