ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Зыкова Наталья Юрьевна  –  кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры теории и методики физической культуры, педагогики и психологии, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж, Россия, zikova_natalya@inbox.ru

Мазкина Ольга Борисовна  –  кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, mazkina-olga@mail.ru

УДК: 378

В статье анализируется проблема формирования эмоциональной компетентности специалистов образовательной сферы в целостной системе их профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. Рассматривается дифференциация понятий «эмоциональная компетентность», «коммуникативная компетентность» и «эмоциональный интеллект». Предлагается авторское понятие эмоциональной компетентности педагогов. Проводится эмпирическое исследование, целью которого является определение уровня эмоциональной компетентности будущих специалистов педагогической сферы для разработки необходимых педагогических условий повышения уровня эмоциональной компетентности. Осуществляется анализ результатов изучения эмоциональной компетентности студентов, осваивающих образовательные программы педагогической направленности. Выводы, полученные в результате исследования, позволили разработать педагогические условия повышения уровня эмоциональной компетентности – будущих педагогов.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, самоуправление, эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, подготовка будущих педагогов, формирование эмоциональной компетентности, педагогические условия

Для цитирования: Зыкова Н. Ю., Мазкина О. Б. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 4. С. 79–93.

Список литературы:

1. Бочкова М. Н., Мешкова Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 49–59.

2. Погодаева М. В., Чепурко Ю. В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 2. URL: http://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1678737292&tld=ru&lang=ru&name=09__pogodaeva_2-22.

3. Бусыгина Т. А. Развитие эмоциональной компетентности будущих учителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.  2008. № 2. С. 103–108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-kompetentnosti-buduschih-uchiteley/viewer.

4. Юсупов И. М., Юсупова Г. В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 85–87.

5. Романова Е. Н. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность» // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 1(103). Ч. 4 (Январь). С. 150–152.

6. Рыбакова Н. А. Эмоциональная компетентность педагога: сущностная характеристика // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 4. С. 190–195.

Читать