ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНСКИМИ СТУДЕНТАМИ

Санникова Наталия Юрьевна  –  кандидат филологических наук, доцент, заведующая подготовительным отделением для иностранных граждан ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» , sannikova_st@mail.ru

УДК: 37.016:37.091.3:811.512.164

В статье обосновывается эффективность использования сопоставительного метода на занятиях по русскому как иностранному (РКИ) со студентами из Туркменистана, в устной и письменной русской речи которых вследствие влияния интерференции допускаются ошибки при использовании словообразовательных языковых единиц; проводится сопоставительный анализ словообразовательных систем русского и туркменского языков; делается вывод о существенных межъязыковых отличиях в характере деривации, вызванных отсутствием в туркменском языке некоторых свойственных русскому языку словообразовательных значений и словообразовательных морфем, а также в структуре производного слова, обусловленных отнесенностью сравниваемых языков к разным языковым семьям; выявляются причины интерференционных ошибок; обосновывается необходимость создания этноориентированной методики преподавания русского языка иностранным студентам, основанной на выявлении универсальных и дифференциальных признаков контактирующих в процессе обучения языков.

Ключевые слова: лингводидактика, обучение, русский как иностранный, сопоставительный подход, словообразовательная компетенция, интерференция, интерференционная ошибка, словообразование, морфема, аффикс

Для цитирования: Санникова Н. Ю. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНСКИМИ СТУДЕНТАМИ // Педагогические исследования. 2020. Вып. 1. С. 78–94.

Список литературы:

1. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования. Киев: Вища школа, 1979. 247 с.

2. Мечковская Н.Б. Языковой контакт // Общее языкознание. Минск: Вышэйшая школа, 1983. 456 с.

3. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа: Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок слов.

4. Габка К., Супрун А., Якобсон Г. Особенности сопоставления близкородственных и неродственных языков в целях обучения // VI Международный конгресс преподавателей русского языка и литературы. Основной секционный доклад. Будапешт, 1986. С. 23–45.

5. Лихачева О.Н. Использование сопоставительного метода при обучении студентов-иностранцев русскому языку // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. № 3. С. 136–139.

6. Мокиенко В.М. Сопоставление в теории и практике преподавания русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1987. № 5. С. 54–60.

7. Николаев С.Г. К вопросу о грамматической интерференции и путях ее преодоления в рамках курса интенсивного обучения // Интенсивное обучение иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 86–93.

8. Цыренова М.И. Учет универсальных и дифференциальных черт родного и иностранного языка в практике преподавания // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 2 (23). С. 185–190.

9. Белова Н.В. О коммуникативном подходе к словообразованию на уроках РКИ // Русский язык как иностранный и методика его преподавания: Сб. статей XXXVIII Международной филологической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. Вып. 21. С. 9–13.

10. Корзун О.О., Савкина Е.А. К вопросу о формировании словообразовательной компетенции учащихся основной общеобразовательной школы (на материале английского языка) //  Грамота. 2017. № 7(73): в 3-х ч. Ч. 2. C. 197–201.

11. Красильникова Л.В. Словообразовательный компонент коммуникативной компетенции иностранных учащихся-филологов: на материале суффиксальных существительных. М.: МАКС Пресс, 2011. 359 с.

12. Плотникова Г.Н. Лингвометодические основы обучения русскому словообразованию. Изд. 2-е. М.: Либроком, 2011. 144 с.

13. Присная Л.Л., Рукавицына О.Н. Роль продуктивного словообразования в формировании языковой компетенции учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 4 (24). С. 125–129.

Читать