ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Воронцова Татьяна Викторовна  –  доктор педагогических наук; профессор кафедры педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин, Филиал Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева в г. Знаменске Астраханской области, Россия, Vorontsova.Tatyana@asu.edu.ru

Бориско Сергей Николаевич  –  кандидат технических наук, доцент; заведующий учебно-научной лабораторией «Проектные методы в обучении»; заведующий кафедрой математики и информатики, Филиал Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева в г. Знаменске Астраханской области, Россия, borisko.sergey@asu.edu.ru

Рыкова Белла Вячеславовна  –  кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин, Филиал Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева в г. Знаменске Астраханской области, Россия, rykova.bella@asu.edu.ru

УДК: 378

Исследованы особенности применения инновационной технологии проектной деятельности (ПД) в современном вузе, ее результаты, преимущества и недостатки по сравнению с традиционным обучением; выявлены основные направления ПД. Установлено, что реализуемая в различных направлениях ПД (как инновационная деятельность вуза) способствует формированию у студентов компетенций, умений и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Сделан вывод о том, что в процессе реализации ПД у студентов развиваются личностные и профессиональные новообразования (инициативность, целеустремленность, ответственность), появляется четкое понимание учебных и научных проблем, возникают партнерские отношения в учебной деятельности с преподавателями и другими студентами, формируется умение отстаивать свою точку зрения, что в конечном счете повышает эффективность учебной и научной деятельности. Представлен опыт использования проектных методов обучения студентов преподавателями кафедры педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин, кафедры математики и информатики филиала Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева в г. Знаменске Астраханской области (филиала АГУ).

Ключевые слова: проектная деятельность, проектные методы обучения, проектирование в вузе, образовательный процесс, инновации, инновационный потенциал, формирование компетенций, личностные и учебные новообразования, эффективность учебной и научной деятельности

Для цитирования: Воронцова Т. В., Бориско С. Н., Рыкова Б. В. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 58–74.

Список литературы:

  1. Доклад рабочей группы Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21905.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп., ред. от 02.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/conc_doc_LAW_140174/.
  3. О направлении разъяснений в части нормативно-правовых основ (вместе с Разъяснениями в части нормативно-правовых основ инновационной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования): Письмо Минобрнауки России от 26.04.2021 № МН-5/800. URL: http:www.consultant.ru/document/conc_doc_LAW_383442.
  4. Емельянова Н. В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование сегодня. 2011. № 3. С. 82–84.
  5. Инкина Ю. М., Колесникова Т. А. Проектная деятельность учителя как одно из условий формирования ключевых компетенций обучающихся // Сборник материалов VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы естественнонаучной подготовки педагогов» (Астрахань, 10–12 ноября 2015 г.). Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2015. С. 41–44.
  6. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование. Равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (97). С. 32–36.
  7. Кудинова О. С., Скульмовская Л. Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 36–42.
  8. Сухарев О. С. Инновации в экономике и промышленности М.: Высшая школа, 2010. 247 с.
  9. Ломакин А. Ю. Инновационный потенциал как основа стратегии развития предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Международной научной конференции (Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 111–114. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/4025.
  10. Павловская С. В., Сироткина Н. Г. Анализ опыта проектной деятельности при преподавании управленческих дисциплин в вузах // Современные проблемы науки и образования.  2014.  № 4. С. 25–30.
  11. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции. Волгоград: Издательство учебно-научной литературы и учебно-методических пособий ВолГТУ, 2004. С. 38–45.
  12. Кривых Н. И., Кривых Л. Д., Багринцева О. Б. Современные образовательные технологии: интерактивность как принцип эффективности // Педагогические исследования.  2020. № 2.  С. 1–11.

Читать