ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Охлопков Геннадий Иванович  –  аспирант ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»; председатель Союза детских общественных объединений Республики Саха (Якутия); руководитель Ресурсного центра молодежных и детских общественных объединений Республики Саха, OkhlopkovG@mail.ru

УДК: 379.8

В статье дано описание этапов становления и развития современного детского движения Республики Саха (Якутия), представлен подробный анализ механизмов создания организационно-педагогических условий для успешного функционирования детских общественных объединений, показан опыт региона по проектированию системы социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений, также дается обоснование эффективности общественно-государственной модели развития детского движения. В статье проводится анализ созданной в республике инфраструктуры для развития детского движения в новом формате, выступающей механизмом реализации идеи особой заботы государства о подрастающем поколении. Официальные документы, в том числе нормативно-правовые акты, разработанные и предложенные детскими общественными объединениями, поддержанные и принятые органами государственной власти Якутии, имеют большое значение и для педагогической науки, и для практической деятельности образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, органов управления образованием.

Ключевые слова: детское общественное объединение/движение, социализация личности, взаимодействие социальных институтов, общественно-государственная модель, молодежная политика, общественная деятельность, воспитание подрастающего поколения, государственная поддержка

Для цитирования: Охлопков Г. И. ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) // Педагогические исследования. 2020. Вып. 1. С. 25–46.

Список литературы:

  1. Чепурных Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций: автореф. дис. канд. Пед. наук. Ярославль, 1997. 18 с.
  2. Родионова Е.Л. Организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков: автореф. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007. 21 с.
  3. Кирпичник А.Г., Трухачева Т.В. Некоторые проблемы детского движения на современном этапе [Электронный ресурс]. URL: http://zhuldyz.kz/?type=magazine&iid=28&aid=706 (дата обращения: 28.07.2020).
  4. Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: автореф. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. 46 с.
  5. Волохов А.В., Фришман И.И. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания // Ярославский педагогический вестник. 2012. Вып. № 2. С. 63–70.
  6. Мирошкина М.Р., Евладова Е.В. Развитие детского общественного движения в современной России // Социальная педагогика в России. 2019. Вып. № 2. С. 11–22.
  7. Тетерский С.В. Воспитание кадров России (сборник материалов по итогам «круглого стола» на тему «Общественно-государственное партнерство в деле воспитания гражданина и патриота»: научно-методическое пособие для педагогов, специалистов по работке с молодежью и родителей. М., 2017. 226 с.
  8. Гусева Н.А. Условия взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами // Ярославский педагогический вестник, 2012. Вып. № 3. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 214–216.
  9. Гринчук Г.В. Пути и условия осуществления деятельности детской общественной организации: автореф. канд. пед. наук. Якутск, 2000. 20 с.
  10. Вагнер И.В., Фришман И.И. Подходы к изучению состояния, проблем и основных направлений деятельности современных детских общественных организаций/объединений // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения: сборник научных статей. М., 2019. Том I. С. 75–84. 
  11. Охлопков Г.И., Никифорова А.С., Васильев А.Д. Детское движение Якутии: партнерство во имя ребенка: информационно-методическая брошюра. Якутск, 2016. 40 с.
  12. Едисеева Т.О., Охлопков Г.И., Федорова С.Б. «Стремление»: новый этап в развитии и становлении детского движения Республики Саха (Якутия) (2013–2016 гг.): информационно-аналитическая книга-брошюра. Якутск, 2016. 97 с.
  13. Открывая новые горизонты: сборник информационно-методических статей и материалов по детскому движению /Авт.-сост. Г.И. Охлопков; [редактор серии Г.В. Гринчук]. Якутск: ООО РИЦ «Офсет», 2018. 270 с.
  14. Охлопков Г.И. Развитие детского движения Якутии в рамках реализации Стратегии действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012–2017 годы // Вестник детского общественного движения Республики Казахстан. Астана, 2017. Вып. № 3–4 (53–54). С.8–17.
  15. Охлопков Г.И., Антоева А.А., Неймохова Н.С. Семь заданий Главы Республики Саха (Якутия) (марафон детских общественных объединений на 2017–2018 учебный год). Якутск, 2017. 28 с.
  16. Охлопков Г.И. «Стремление» («Дьулуур»): единое движение, единая программа // «Перекресток»: сборник информационно-методических материалов. СПб., 2015. Вып. № 12. С.43–47.
  17. Рекомендации парламентских слушаний Совета Федерации ФС РФ на тему «О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации» от 8 апреля 2009 года [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/ (дата обращения: 07.08.2020).
  18. Состояние детского движения в России и перспективы его развития: материалы парламентских слушаний (7 декабря 2012 года). Сост.: Покровская А.П., Т.В. Трухачева. М.: Издание Государственной думы, 2013. 240 с.
  19. Волохов А.В., Фришман И.И. Участие детских общественных объединений в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей [Электронный ресурс]. URL: http://www.upo-fco.ru/documents/item/52-dokumentyi-i-materialyi (дата обращения: 30.07.2020).

Читать