ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Долуев Иван Юрьевич  –  кандидат исторических наук, Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, Москва, Россия, ivandoluev814@gmail.com

Большаков Андрей Александрович  –  Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, Москва, Россия, bolshakovandrew@list.ru

УДК: 376.091

В статье на примере работы флагманской площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» рассматриваются особенности тьюторского сопровождения детей, находящихся на длительном лечении. Исследуются исторические этапы генезиса госпитальной педагогики в корреляции с развитием педиатрии в мировой медицине. Подробно рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования обучения детей с особыми образовательными потребностями и организации полноценной образовательной среды госпитальной школы при медицинских стационарах, сопровождения ребенка как основной деятельности госпитальной школы, обозначается специфика работы госпитального педагога-тьютора, обосновывается междисциплинарный характер тьюторской специальности. Исследуемая специфика тьюторского сопровождения в среде госпитальной школы рассматривается на примере уникального опыта многоуровневой модели флагманской площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» как эксклюзивный опыт, основанный на комплексной теории.

Ключевые слова: госпитальная педагогика, госпитальная школа, тьютор, тьюторское сопровождение, академическая реабилитация, среда благополучия, проект «УчимЗнаем», дети, находящиеся на длительном лечении

Список литературы:

  1. Eaton S. Addressing the Effects of Missing School For Children with Medical Needs // Pediatric Nursing. 2012. Т. 38. №. 5. Р. 271–277.
  2. Csinády R. V. et al. Hospital pedagogy, a bridge between hospital and school // HERJ Hungarian Educational Research Journal. 2015. Т. 5. №. 2. С. 49–65.
  3. Ertle, C. Kranke Kinder und Jugendlichezwischen Klinikschule und Allgemainer Schule, Anmerkungenzu Grenzübergängen // ZeitschriftfürHeilpädagogik. 2002. 9 (53). Р. 371–377.
  4. Äärelä T., Määttä K., Uusiautti S. Ten encounters between students and a special education teacher at a Finnish hospital school – Outlining hospital school pedagogy // Global Journal of Human Social Science. 2016. Т. 16. №. 4. P. 8–20.
  5. Kapelaki U. es mtsai. A Novel Idea for an Organized Hospital/School Program For Children with Malignances: Issues in Implementation // Pediatric Hematology and Oncology. 2003. № 20. P. 79–87.
  6. Hospital Organisation of Pedagogues in Europe. URL: https://www.hospitalteachers.eu.
  7. Willmann M. The forgotten schools. Current status of special schools for pupils with social, emotional and behavioural difficulties in Germany: A complete national survey // Emotional and behavioural difficulties. 2007. Т. 12. №. 4. Р. 299–318.
  8. Шариков С. В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Российский журнал детской гематологии и онкологии. 2015. №. 4. С. 65–73.
  9. Письмо от Министерства Просвещения СССР от 9 сентября 1981 г. № 57-М // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420269461.
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
  11. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.
  12. Абанкина И. В., Деркачев П. В., Родина Н. В., Филатова Л. М. Риски неравенства при финансировании образования детеи? с ОВЗ в условиях инклюзии: практики регионов // Доклады к XIX апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 10–13 апр. 2018 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. С. 1–10.
  13. Шариков С. В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 40. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/support-educational-opportunities-for-children-in-long-term-treatment-in-medical-hospitals.
  14. Официальный сайт проекта «УчимЗнаем». URL: www.uchimznaem.ru.
  15. Региональные площадки проекта // Официальный сайт проекта «УчимЗнаем». URL: https://uchimznaem.ru/region-platform.
  16. Доклад «Госпитальная педагогика: обучение детей, находящихся на длительном и тяжелом лечении» 19 февраля 2019 г. Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». URL: https://www.youtube.com/watch?v=mc-ICAFr4bA.
  17. Simon J. B., Savina E. A. Transitioning children from psychiatric hospitals to schools: The role of the special educator // Residential Treatment for Children & Youth. 2010. Т. 27. №. 1. P. 41–54.
  18. Шалашова М. М. Вопросы обучения родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, по дополнительным профессиональным образовательным программам / Выступление на Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем» – «Заботливая школа» – 2017 // Официальный сайт «Заботливая школа». URL: www.caringschool.ru.
  19. Ковалева Т. М. Культурные границы тьюторства // Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, лучшие образовательные практики. Краснодар: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края; МКУ «Центр развития образования» МО г. Геленджик. 2018. С. 18–24.
  20. Шариков С. В. Обучение детей с прогрессирующими заболеваниями, ограничивающими продолжительность жизни. Начало пути // Pallium. № 2. 2020. С. 23–30.

Читать