СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА У НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Тетерский Сергей Владимирович  –  доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, член Совета Российской академии образования по развитию диссертационных исследований в области наук об образовании, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, teterski@list.ru

УДК: 378.061.62

Научный интерес студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов к проведению исследования рассмотрен как показатель их работоспособности, результативности и эффективности научной деятельности, а также как индикатор динамики становления ученого и развития науки в целом. Выявлено пять взаимосвязанных и взаимообусловленных наукометрических характеристик научного интереса, классифицированных в соответствии с выделенными объектами и субъектами научного взаимодействия начинающего исследователя: интерес к самому себе как к ученому; интерес к науке как системе объективных знаний и как деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности; интерес к научному руководителю и научной школе кафедры, факультета, университета; интерес к научному окружению, формируемому в студенческой группе, университете, регионе. В соответствии с представленной классификацией научного интереса обоснованы пять основных направлений стимулирования научного интереса у начинающих исследователей: создание привлекательного образа ученого; акцентирование внимания на непознанном, неоднозначном, стремительно меняющемся будущем, на новизне во всех методологических, содержательных, структурных и оформительских элементах процесса и результатов исследования; содействие в организации эксперимента, основанном на научной мечте начинающего ученого; помощь в определении зоны ближайшего развития начинающего ученого и выборе научных наставников; организация поддерживающей научной среды, атмосферы созидания и взаимоподдержки.

Ключевые слова: воображение, исследователь, исследовательская деятельность, любопытство, научное исследование, наукометрические характеристики, научная мечта, научная школа, научный интерес, новизна, стимулирование

Для цитирования: Тетерский С. В. СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА У НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ // Педагогические исследования. 2021. Вып. 1. С. 37–57.

Список литературы:

  1. Леонтьев А.H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  2. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Альфа-Пресс, 2006. 329 с.
  3. Асмолов А.Г. Мотивация // Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 190–191.
  4. Губанов Н.И., Губанов Н.Н., Третьяков Н.Г. Критерии некоторых аспектов научного знания // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 1. С. 25–35.
  5. Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2015 № 06- 846 «О направлении Методических рекомендации?» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252250/ (дата обращения: 2.03.2021).
  6. Эйнштейн А. What Life Means to Einstein // Saturday Evening Post. 26 октября 1929. С. 109–117.
  7. Тетерский С.В. Как ответно полюбить свою диссертацию: научно- методическое пособие. Серия «Форсайт: известное будущее для счастливого настоящего». М.: Мотиватор24, 2013. 133 с.
  8. Тетерский С.В. Воспитание образами, или Образный подход к воспитанию: Научно-методическое пособие: Электронное периодическое издание «Воспитание школьников». 2019. № 2. 145 c.
  9. Karl E. Weick. Sensemaking in Organizations // Thousand Oaks. CA: Sage Publications, 1995. 231 p.
  10. Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 (ред. от 01.10.2018, с изм. от 26.05.2020) «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положением о присуждении ученых степеней») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152458/ (дата обращения: 2.03.2021).
  11. Тетерский С.В. Благодарность как ресурс научного исследования [Электронный ресурс] // Педагогические исследования. 2020. № 3. С. 12–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44432700 (дата обращения: 2.03.2021).
  12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  13. Марк Твен. Афоризмы и шутки. М.: Эксмо, 2000. 235 с.

Читать