ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ

Коренякина Татьяна Николаевна  –  кандидат педагогических наук , доцент кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» ,

Арифулин Алексей Сергеевич  –  магистрант ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»,

УДК: 792.8

В данной статье предпринята попытка систематизации и обобщения результатов исследования, раскрывающего проблему художественно-эстетического развития младших школьников средствами хореографии в системе дополнительного образования. Определены противоречия, делающие возможным рассмотрение темы как актуальной и проблемной. Обоснование категориального аппарата базируется на понимании связи двух терминов – «художественный» и «эстетический». Описаны критерии и уровни художественно-эстетического развития воспитанников, которые разработаны с учетом возраста детей и хореографической направленности. В качестве примера приводится одно из заданий диагностической методики. Представлены некоторые практико-ориентированные исследовательские позиции и выводы, касающиеся специфики и условий осуществления художественно-эстетического развития учащихся начальных классов в рамках хореографической деятельности. Сам описываемый процесс смоделирован как компонент дополнительного образования воспитанников. Имеется описание используемых методов и приемов работы с детьми.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, чувство прекрасного, эстетическое и художественное творчество, художественный вкус, художественный образ, хореография, танцевальное искусство, дополнительное образование

Для цитирования: Коренякина Т. Н., Арифулин А. С. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ // Педагогические исследования. 2020. Вып. 4. С. 36–48.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС / под ред. А.А. Казаковой. М.: Просвещение, 2019. 53 с.
  2. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. СПб.: Детство-Пресс, 2018. 94 с.
  3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. СПб.: Питер, 2013. 245 с.
  4. Гольденрихт Т.С. О природе эстетического творчества. Издание 2-е. М.: Гардарики, 2017. 156 с.
  5. ДжибладзеГ.Н. Эстетическая потребность. М.: Просвещение, 2016. 191 с.
  6. Буров А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. М.: Педагогика, 2017. 96 с.
  7. Витковская Н.С., Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. М.: Научная школа, 2015. 136 с.
  8. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 347 с.
  9. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 2013. 304 с.
  10. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 2015. 175 с.
  11. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 2019. 190 с.
  12. Галиуллина Р.А., Фахрутдинова Р.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии // Наука, образование и культура. 2020. Вып. № 6. С. 17–20.
  13. Зозуля Е.В. Хореография как средство эстетического воспитания младших школьников // PublishingHouse «ANALITIKARODIS». 2014. Вып. №1–2. С. 73–82.
  14. Кадцина Е.Н. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии // Альманах педагога. 2016. Вып. №2. С. 21–42.
  15. Нилов В.И. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников. Теория и практика. М.: Московский государственный университет культуры, 2018. 121 с.
  16. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. 180 с.
  17. Фокина Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: Дисс. … канд. пед. наук. Тюмень, 2002. 195 с.
  18. Красная Е.М. Хореографическая подготовка детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования // Молодой ученый. 2017. Вып. № 7 (141). С. 197–199.
  19. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учебное пособие. М.: Академия, 2012. 231 с.
  20. Рындина О.А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет: дисс. … канд. пед. наук. М., 2004. 142 с.
  21. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях / сост. Л.А. Сахарова, А.И. Шахова. М.: АРКТИ, 2016. 127 с.
  22. Лихачев Б.Т. Указ. соч. С. 88.

Читать