РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воронова Елена Константиновна  –  кандидат педагогических наук; доцент кафедры теории и методики физического воспитания Института физической культуры, спорта и туризма, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия, voronova_helena@mail.ru

УДК: 373.2

Рассмотрено формирование двигательной сферы и изменения физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста как составляющей готовности ребенка к обучению в школе. Дана оценка эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов изменения уровня физической подготовленности старших дошкольников на базе авторской программы формирования двигательной сферы и развития физических качеств. Уточнены и описаны типовые ошибки в технике основных видов движений детей старшего дошкольного возраста (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), выявлены наиболее эффективные физические упражнения, способствующие устранению технических ошибок движений, определены уровни сформированности двигательных навыков детей. Исследована эффективность использования индивидуальных образовательных маршрутов в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Предложен образец составления индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных недочетов техники движений. На основе опросов и анкетирования педагогов по физическому воспитанию дошкольных образовательных учреждений определены наиболее сложные технически виды движений для детей старшего дошкольного возраста; мнение педагогов было подкреплено анализом результатов тестирования детей. Реализация предложенной методики позволит повысить уровень физической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению, а также сформировать устойчивый интерес детей к занятиям физическими упражнениями. Сделаны выводы об эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов формирования культуры движений детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные маршруты, формирование двигательной сферы, дети старшего дошкольного возраста, физическая готовность к школьному обучению, индивидуальные образовательные маршруты

Для цитирования: Воронова Е. К. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 255–268.

Список литературы:

  1. Османов У. Ю., Феталиева Л. П. Индивидуальный образовательный маршрут младших школьников с особенностями в развитии // Вестник социально-педагогического института. 2018. № 2 (26). С. 43–49.
  2. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуаций его развития // Мир психологии. 2010. № 2 (62). С. 106–116.
  3. Павлова С. А., Кантуева Д. Д. Личностно ориентированное обучение и воспитание // Вестник Гжельского государственного университета.  2020. № 6. С. 48–59.
  4. Костюк Г. А. Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе – ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий // Образование и воспитание. 2017. № 5. С. 11–13.
  5. Бырканова Я. А. Личностно-ориентированный подход управления в системе дошкольного образования // XV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские чтения», г. Москва, 21–25 января 2023 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 2. М.: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2023. С.571–575.
  6. Колосова Е. Б. Разработка и оценка результативности индивидуального образовательного маршрута младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья // Интернет-журнал «Мир науки». 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/81PDMN320.pdf.
  7. Титов Д. Е., Румянцева Л. Н. Возможности индивидуально-дифференцированного подхода в физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном образовании // XIII Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами». Ч. 2. М.: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2021. С. 742–745.
  8. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович.  СПб.: «Детство – Пресс», 2003. 32 с.

Читать