КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ТУРКМЕНСКИХ СТУДЕНТОВ

Санникова Наталия Юрьевна  –  кандидат филологических наук, доцент; заведующий подготовительным отделением для иностранных граждан, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, sannikova_st@mail.ru

УДК: 811.512.164

В статье предлагается стратегия совершенствования фонетической компетенции туркменоговорящих студентов с позиций коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку. Установлено, что ошибочно сформированные произносительные навыки инофонов, детерминированные фонетической интерференцией и предопределенные отличиями в графической и фонетической системах и артикуляционной базе, спецификой инвентаря фонем, особенностями фонетических законов в туркменском и русском языках, а также различным характером систем просодики, подлежат тщательной коррекции на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ), поскольку затрудняют процесс формирования навыков правильного и безакцентного произношения и восприятия русской речи в целом. Так как фонетические навыки являются неотъемлемой частью коммуникативной компетенции и в значительной мере определяют успешность процесса коммуникации, преподаватель РКИ должен иметь четкое представление о причинах слухо-произносительных и ритмико-интонационных ошибок, вызываемых явлением интерференции. Для оптимизации процесса совершенствования фонетической компетенции необходимо исключить возможность неосознанного переноса навыков из родного языка на осваиваемый, делая процесс овладения фонетическими навыками не стихийным, а предсказуемым и управляемым. При выборе методов обучения следует учитывать причины интерференционных ошибок.

Ключевые слова: коммуникативно-когнитивный подход, РКИтуркменский язык, фонетика, интонема, интерференция, интерференционная ошибка

Для цитирования: Санникова Н. Ю. КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ТУРКМЕНСКИХ СТУДЕНТОВ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 134–160.

Список литературы:

1. Григоренко С. Е., Сагалаева И. В. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 261–265. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-i-kriterii-kommunikativno-kognitivnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku.

2. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. 4-е изд. М.: Просвещение, 2006. 239 с.

3. Михеева Т. Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании // Ученые записки ЗабГГПУ. 2011. № 5. С. 110–114. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiya-i-kompetentnost-k-voprosu-ispolzovaniya-ponyatiy-v-sovremennom-rossiyskom-obrazovanii.

4. Вишневская Е. М. Структура и содержание англоязычной фонетической компетенции студентов // Вестник ТГУ. 2013. Выпуск 2 (118). С. 37–42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-angloyazychnoy-oneticheskoy-kompetentsii-studentov/.

5. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с.

6. Баранникова Л. И. Сущность интерференции и специфика ее проявления. Проблема двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. 94 с.

7. Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев: Вища школа, 1999. 263 с.

8. Костомаров В. Г. Причуды русского ударения // Русский язык за рубежом. 2013. № 1. С. 43–48.

9. Журавлева Е. Ф. Фонетико-фонологические этюды русского и новогреческого языков // Фонетика сегодня. Материалы докладов и сообщений VIII международной научной конференции 28–30 октября 2016 года. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 41–47.

10. Малышева Е. Г., Рогалева О. С. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия: учебное пособие. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. 172 с.

11. Майсюк О. Н. Особенности обучения туркменоговорящих студентов русскому ударению // Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции (Барановичи, 20–22 октября 2016 г.). Барановичи: Изд-во БарГУ, 2016. С. 141–141.

12. Лингвистический энциклопедический словарь. Институт языкознания АН СССР.  М.: «Советская энциклопедия», 1990. 685 с.

13. Григорян А. А., Попкова Е. Б. Обучение русскому языку студентов из Туркменистана // Филологический класс. 2021. Том 26. № 4. С. 302–315. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-russkomu-yazyku-studentov-iz-turkmenistana.

14. Коряков Ю. Б. К типологии межзубных согласных // Фонетика и нефонетика. К 70-летию Сандро В. Кодзасова. Ред. коллегия: А. В. Архипов, Л. М. Захаров, А. А. Кибрик, А. Е. Кибрик, И. М. Кобозева, О. Ф. Кривнова, Е. А. Лютикова, О. В. Федорова. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 318–329.

15. Джумаева Д. Х., Громакова О. Н. Туркменско-русский билингвизм туркмен Ставропольского края // Региональные особенности функционирования русского и национальных языков на территории Российской Федерации: материалы Всеросс. науч.-практ. интернет-конф. (г. Ставрополь, 27 апреля – 29 мая 2009 г.) / Отв. ред. В. М. Грязнова. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. С. 109–113.

Читать