Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Завражин Владимир Викторович – аспирант кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия, newobr-info@mail.ru
Власюк Ирина Вячеславовна – директор института истории, международных отношений и социальных технологий , Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия, vlasuk@volsu.ru
Смирнова Регина Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, r-nazarova@mail.ru
УДК: 373
Обосновывается ключевая особенность современного общества, связанная с возрастанием значимости механизмов правового регулирования и гражданского общества, которое базируется на развитии правовой культуры, что актуализирует необходимость формирования правовой культуры личности. Право имеет нормативное и нормирующее значение в жизни человека. Доказывается, что подготовка человека к включению в правовые отношения начинается с детства через формирование правовой грамотности (личностное включение), правовой компетентности (эмоциональное включение), правовой убежденности (осмысленное включение), это обеспечивает такое интегративное личностное образование, как правовая культура личности. Формирование правовой культуры личности, в наибольшей мере отвечающей насущным задачам общества и государства, следует начинать уже в школьном возрасте. Раскрываются возрастные особенности формирования правовой культуры, которые оказывают влияние на работу педагога со школьниками. Делаются выводы о недостаточности для формирования правовой культуры школьника только образовательных и просветительских мероприятий и о необходимости успешного опыта культуросообразного проживания событий школьной жизни (в процессе обучения и вне его, на уроке и во внеурочной деятельности) в соответствии с нормами закона и морали через осознание, принятие и утверждение такого образа жизни.
Ключевые слова: правовая грамотность, правовая компетентность, правовая убежденность, правовая культура, возрастные особенности школьника, формирование правовой культуры школьника
Для цитирования: Завражин В. В., Власюк И. В., Смирнова Р. В. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 74–87.
Список литературы:
- Ильенко Е. В., Беловолов В. А. Правовая культура как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 149–157.
- Савелова С. Б. Становление гражданской грамотности как задача современного массового образования // Мастерство. 2000. № 1/2. С. 27–33.
- Вольская С. Ф., Зайцев А. А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9. № 4. С. 590–593.
- Философия культуры. Становление и развитие / Под редакцией М. С. Кагана, Ю. В. Петрова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. СПб.: Издательство Лань, 1998. 448 с.
- Лихачев Д. С. Культура как целостная среда. URL: http://kstolica.ru/publ/kultura_iskusstvo/kultura/dmitrij_likhachev_kultura_kak_celostnaja_sreda/43-1-0-411.
- Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
- Кичева И. В. Краткий словарь педагогических терминов. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. 2009. 160 с.
- Декларация прав культуры (проект). 3-е изд., испр. СПб.: СПбГУП, 2001. 20 с.
- Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
- Азаров Н. И. Теория государства и права. Конспекты лекций и методические указания. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1998. 144 с.
- Сальников В. П., Сальников М. В. Правовая культура и правовая традиция в их категориальном соотношении и понимании // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 3 (37). С. 13–19.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/.
- Воронцова Т. В., Савельева А. В. Правовая культура как общественное явление и проблемы ее воспитания у учащихся школ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 1. С. 113–117.
- Швалб Ю. М., Муханова И. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов и практических психологов. Донецк: Норд-Пресс, 2005. 303 с.