Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Трещев Александр Михайлович – доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, treshev@asu.edu.ru
Ивакина Анна Леонидовна – аспирант кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, ivakina0312@bk.ru
УДК: 37.02
Выявлены и обоснованы особенности формирования гражданской идентичности старшеклассников в условиях сельской школы. Проведен теоретический обзор педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме. Проанализированы различные определения категории «гражданская идентичность». Определена сущность понятия «гражданская идентичность», которая рассматривается авторами как тождественность (принадлежность) индивида обществу, народу, государству, осознание и оценка личностью своего гражданского состояния, готовность и способность принимать активное участие в жизни государства. Описана структура гражданской идентичности, включающая когнитивный, эмоциональный, ценностно-ориентированный и деятельностный компоненты. Названы и охарактеризованы объективные и субъективные факторы, обуславливающие формирование гражданской идентичности. Сделан вывод об обусловленности процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников сельской школы социально-экономическими и политическими вызовами, а также о необходимости разработки модели исследуемого феномена.
Ключевые слова: гражданская идентичность, компоненты гражданской идентичности, сельский социум, формирование гражданской идентичности, старшеклассник
Для цитирования: Трещев А. М., Ивакина А. Л. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56–73.
Список литературы:
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/.
2. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие / Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых; пер. с англ. Андреева А. Д. [и др.]. 2-е изд. М.: Флинта [и др.], 2006. 341 с.
3. Уварин С. Г. Социальная политика и государственный патриотизм // Информационные войны. Пресс-выпуск ВЦИОМ. 2009. № 1295. 36 с.
4. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5–6. С. 140–142.
5. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность.
6. Рыжова С. В. О тенденциях формирования российской национально-гражданской идентичности (опыт этносоциологических исследований) // Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития: сборник статей / Ин-т Справедливый Мир, Рос. ассоц. полит. науки, Ин-т социологии РАН; [редкол.: Л. И. Никовская (отв. ред.), В. Н. Шевченко, В. Н. Якимец]. М.: Ключ-С, 2015. C. 284–296.
7. Юшин М. А. Молодежный парламентаризм и формирование гражданской идентичности // ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER. 2007. № 7. С. 26–35.
8. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65–86.
9. Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6. URL: https://human.snauka.ru/.
10. Пахолко О. Д. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2014. С. 214–217.
11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: «Радянська школа», 1969. 154 с.
12. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 46–50.