СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Тетерский Сергей Владимирович  –  доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, teterski@list.ru

Подосинникова Анна Владимировна  –  аспирант кафедры педагогических практик и сервисных индустрий, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, a.podosinnikova@direktfest.ru

УДК: 37.014.12

В статье творческий потенциал рассматривается как потребность, готовность и возможность человека создавать уникальные духовные и материальные ценности на личностном и общественном уровнях. Данное определение способствует обоснованию разноуровневой модели творческого потенциала личности с четкими и измеримыми показателями творческих достижений, оцениваемых создателем (субъектом) и имеющих общественное признание. Это, в свою очередь, позволяет в условиях образовательной организации выстроить четкую систему поддержки в развитии творческого потенциала современной молодежи, включающую: 1) действенное, личностно значимое стимулирование (материальное, моральное, социальное, творческое, психологическое, принуждающее); 2) институт наставничества для сопровождения разработки уникальных духовных и материальных ценностей; 3) смысловые и стимулирующие мероприятия (тренинги, ярмарки, выставки, фестивали, концерты, конкурсы проектов и талантов, школы (лагеря) талантов и креативных индустрий); 4) креативные идеи субъектов творчества, направленные на создание, производство и распространение уникальных духовных и материальных ценностей.

Ключевые слова: потенциал, развитие, система поддержки, стимулирование, творческий потенциал, творчество, материальные и духовные ценности

Для цитирования: Тетерский С. В., Подосинникова А. В. СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 42–55.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь / Под гл. ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия; СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 2002. 1628 с. 

2. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала личности. М.: Сов. педагогика, 1989. 94 с.

3. Ананьев Б. Г. Избранные педагогические труды: в 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

5. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. М.: Наука, 1998. 240 с.

6. Позднев М. М. Психология искусства. Учение Аристотеля. М. – СПб.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. 816 с.

7. Сарыбеков М. Н., Сыдыкназаров М. К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории. Изд. 2-ое, доп. и перераб. Алматы: ТРИУМФ-Т, 2018. 504 с.

8. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, l991. 299 c.

9. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 236 с.

10. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 464 с.

11. Кравчук П. Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: автореф. дис … д-ра филос. наук. Курск, 1992. 35 с.

12. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1979. 127 с.

13. Матюшкин A. M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 23–33.

14. Поздняков В. М. Творческий потенциал личности: обоснование сущности и подходов к изучению // Становление человека в творчестве: тематический сборник. М., 1994. 258 с.

15. Пономарев Я. А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1. С. 312–316.

16. Креативные индустрии. Современные тренды развития регионов: Материалы заседания Совета по развитию социальных инновации? субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 22 октября 2020 года) / Под общей редакцией начальника Аналитического управления Аппарата Совета Федерации А. Е. Петрова // Аналитическии? вестник. 2020. № 13 (756). С. 11–31.

Читать