МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Трунов Николай Николаевич  –  старший преподаватель учебного центра, Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко, Краснодар, Россия, kvvu@mаil.ru

Хазова Снежана Александровна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, snkhazova@gmail.com

УДК: 378.4:355.23

Представлена разработанная авторами целостная система деятельности по управлению качеством профессионально-педагогического труда преподавателей военных вузов. Созданная модель основывается на учете специфических характеристик образовательной среды и субъектов образовательного процесса военных вузов и ориентирует на направленное, актуализирующее или нейтрализующее воздействие на эти факторы средствами и методами педагогического менеджмента. Предлагаемая модель отражает критерии, показатели и факторы качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, организационно-педагогические условия эффективного управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, направления и этапы осуществления данного процесса. Практическая апробация модели в образовательном процессе военного вуза демонстрирует ее эффективность по показателям функциональности, интегративности, результативности, адекватности, самостоятельности и других видов деятельности преподавателей, а также по критериям качества учебной деятельности курсантов, их активности в научно-исследовательской и культурно-массовой деятельности.

Ключевые слова: преподаватели военных вузов, профессионально-педагогическая деятельность, качество деятельности, модель управления, критерии качества профессионально-педагогической деятельности

Для цитирования: Трунов Н. Н., Хазова С. А. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97–115.

Список литературы:

1. Акиндинов В. А. Научные и прикладные основы педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений: монография.  М.: МГОУ, 2004.  312 с.

2. Комаров К. Б., Демкина Е. В. Содержание и результаты экспериментальной апробации модели развития кадрового потенциала образовательной организации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2016. Вып. 4 (188). С. 46–55.

3. Редун  Р. Г. Критерии эффективности педагогической деятельности по решению адаптационного конфликта курсантов первого года обучения в военном вузе // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Ульяновск: Издательство: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2021. С. 223–226.

4. Макогонов С. А.  Организационно-педагогическая культура как актуальная научная проблема // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук.  2018.  Т. 12.  № 7.  С. 68–71.

5. Мухамедина Э. Ж. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей военных вузов к профессиональной деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета.  2015.  № 11 (186). С. 216–222.

6. Серебреникова Ю. В. Сущность, структура и содержание образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах // Вестник РГУПС.  Социологические науки.  2006.  С. 150–154.

7. Мосина О. А., Редун Р. Г. Медиация адаптационных конфликтов в профессиональном образовании военного вуза // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23. № 8. С. 18–25.

8. Евгеньев Д. Н., Столяров А. Л., Заец О. Г. Проблемы реализации педагогического мониторинга качества военно-профессиональной подготовки специалистов в военных вузах // Мир образования – образование в мире. 2017.  № 3 (67).  С. 264–270.

9. Ларина Т. В. Кравцов Е. В., Весельев Р. Г. Особенности организации информационно-образовательной среды в подготовке специалистов радиомониторинга в военно-воздушной академии // Воздушно-космические силы. Теория и практика.  2019.  № 12.  С. 279–286.

10. Кусакин М. Ю., Мелетичев В. В. Диагностика и оценка подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей: монография. СПб: Изд-во Постдиплом, 2012. 136 с.

11. Калмыков В. Е. Специфика повышения уровня методического мастерства в преподавании военно-специальных дисциплин // Мир образования – образование в мире.  2019.  № 1 (73).  С. 199–210.

12. Назарова С. И. Оценка качества педагогической деятельности работников общего и профессионального образования: инструментарий и технологии // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 3 (19).   С. 15–25.

Читать