ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В КАЗАХСТАНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Кекеева Зинаида Очировна  –  доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры психологии и педагогики высшей школы, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия, kekeeva-zo@yandex.ru

Муканбетова Жанар Тулегеновна  –  старший преподаватель кафедры «Хореография и культурно-досуговая работа», Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова, Уральск, Республика Казахстан, zhanar.duitova@mail.ru

УДК: 37.09:377.09:78.085

Изучены история и современное состояние подготовки педагогов-хореографов в Казахстане. Обоснован вывод о том, что повышение качества хореографического образования в стране позволит сохранять и развивать национальную танцевальную культуру на профессиональном уровне. Представлены исторический анализ становления и формирования отечественного хореографического образования, а также современный комплексный подход в решении проблем подготовки педагогов-хореографов. Обоснованы педагогические условия для развития профессиональных навыков у будущих педагогов-хореографов: создание творческой образовательной среды, формирование личностной потребности у обучающихся в самовоспитании и самообразовании, психолого-педагогическое сопровождение в хореографической деятельности на основе национальной танцевальной культуры. Определены основные показатели качества подготовки педагогов-хореографов на основе национальной танцевальной культуры: научность, профессиональная компетентность, конкурентоспособность, мобильность, фундаментальность, этнопедагогизация содержания подготовки специалистов в вузе.

Ключевые слова: образование, педагог-хореограф, хореографическое образование, профессиональная компетентность, танцевально-культурные традиции, профессиональное мастерство

Для цитирования: Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В КАЗАХСТАНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96–113.

Список литературы:

  1. Алматинское хореографическое училище. URL: http://ahu.kz.
  2. Абиров Д. Т. История казахского танца: уч. пособие.  Алматы: Санат, 1997. 160 с.
  3. Николаева Л. А. Этапы развития хореографического образования в Казахстане // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». 2012.  № 2 (62). С. 9–12.
  4. Орынбай А. Ж., Тауекелова Г. Е. Модель формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-хореографов // Педагогический журнал. 2019.  Т. 9.  № 2 А.  С. 254–263.
  5. Худеков С. И. Искусство танца: История. Культура. Ритуал. М.: ЭКСМО, 2010. 544 с
  6. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015.  № 2 (97). С. 32–36.
  7. Амирова Л. А. Дидактический потенциал современных информационных технологий в достижении профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: материалы 4 Международной научно-практической конференции.  Уфа: Издательство БГПУ им. М. Акмуллы, 2020.  С. 19–23.
  8. Бакаева И. А. Балетные сцены в опере: монография. Астана: АФ АО «НЦ НТИ», 2011. 200 с.
  9. О мероприятиях по развитию национального искусства // Казахстанская правда. 8 сентября. Алма-Ата, 1933.
  10. Юнусова Е. Б. Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего школьного возраста в дополнительном образовании // Вестник ЧГПУ. 2011. № 8. С. 162–174.
  11. Львов-Анохин Б. Галина Уланова. М.: Искусство, 1984. 350с.
  12. Мосиенко Д. М. Основные тенденции развития казахского балета // Связь времен. Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. № 2. С. 248–255.
  13. КГКП «Алматы ?уендері». URL: https://www.almaty-ayenderi.kz/ethnos/kk.
  14. Шомаева Д., Жумасеитова Г. История деколониальной чувствительности в дискурсе балетмейстерского искусства Казахстана // Central Asian Journal of Art Studies. 2021. № 6. С. 50–63.
  15. Этносы Казахстана // ?аза?станхал?ыАссамблеясы. URL: https://www.assembly.kz/ethnos/kk.
  16. Саитова Г. Штрихи к портрету «Казахская национальная академия хореографии». URL: https://www.qazaqbalet.kz.
  17. Ваин Э. А., Вагнер П. А. Современное профессиональное обучение хореографии в высших учебных заведениях культуры и искусств // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 274–276.
  18. Искаков В. М. Специфические особенности управления хореографическим образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 8. С. 5–12.

Читать