ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ

Янкевич Ирина Евгеньевна  –  доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия , rigicc@mail.ru

Ярошинская Алевтина Павловна  –  доктор биологических наук, профессор; профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, ayaroshinskaya@mail.ru

УДК: 159.922.7

В статье исследуются психофизические особенности слабослышащих подростков. Целью исследования явилась разработка комплекса коррекционных занятий для снижения уровня проявления стресса в предстартовом периоде у слабослышащих подростков 13–15-летнего возраста посредством специально адаптированных для данной категории лиц групповых упражнений. Проблемы нарушения слуха у подростка влияют на развитие его личности, ограничивая коммуникативную функцию, что в конечном итоге оказывает воздействие на его интеграцию в общество. У слабослышащих подростков происходят изменения двигательной памяти и произвольного внимания. Эти отклонения в развитии влекут за собой снижение уровня моторных функций, что проявляется в нарушениях в двигательной и психической сферах. Слабослышащие подростки отстают от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Ключевые слова: стресс, слабослышащие подростки, нарушения слуха, спортивная деятельность, футбол, спорт глухих, коррекционные занятия, адаптированная программа, психофизические особенности, предстартовое состояние

Для цитирования: Янкевич И. Е., Ярошинская А. П. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ // Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 15–30.

Список литературы:

  1. Туфатулин Г. Ш., Королева И. В. Организация сурдологической помощи детям: монография. СПб.: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, 2021. 188 с.
  2. Янкевич И. Е. Развитие навыков коммуникативного взаимодействия слабослышащих обучающихся в процессе занятий адаптивной физической культурой // Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции (14–15 мая 2019 г.) / Сост. Приходько О. Г., Павлова А. С., Миронова А. В. М.: ПАРАДИГМА, 2019. С. 290–295.
  3. Туфатулин Г. Ш., Королева И. В., Мефодовская Е. К. Эпидемиология нарушений слуха у детей: распространенность, структура, аспекты слухопротезирования и социальные факторы // Вестник оториноларингологии. 2021. Т. 86. № 3. С. 28–35.
  4. Федорова Д. А. Адаптивная физическая культура для детей с нарушением слуха // Наука молодых – будущее России: сборник научных статей 5-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 4 томах. Т. 2. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2020. С. 475–477.
  5. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Владос, 2001. 224 с.
  6. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие. М.: Советский спорт, 2004.  303 с.
  7. Швец Р. Р., Гареева А. С., Васильев Э. Р. Особенности физической подготовки спортсменов с нарушением слуха // Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования: материалы VII Международной научно-методической конференции, посвященной 100-летнему юбилею Республики Башкортостан (15 марта 2019 г.). Уфа: Изд-во УГНТУ, 2019. С. 247–252.
  8. Сафаралиев Р. Ю., Дремков А. Ю. Особенности тренировочного процесса глухих и слабослышащих спортсменов в адаптивном спорте // Развитие современных методик и инноваций в физической культуре и спорте: материалы Международной научно-практической конференции. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2019. С. 98–101.
  9. Сятова А. А. Выполнение нормативов физической подготовки в спортивно-адаптивных школах // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013. В 3-х томах. (24 апреля 2018 г.). Т. 2. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2018. С. 195–197.
  10. Головко А. А. Закономерности развития основных двигательных качеств у инвалидов с нарушением слуха // Физическая культура студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2019. С. 400–404.
  11. Янкевич И. Е. Учет психомоторных нарушений как ресурс для проектирования коррекционной программы занятий футболом со слабослышащими подростками // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений (Одинцово, 21 февраля 2015 г.) / Отв. ред. В. Е. Цибульникова. М.: Издательство «Перо», 2015. С. 307–312.

Читать