АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Батарчук Дмитрий Сергеевич  –  кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления и менеджмента Брянского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», batarchuk@mail.ru

УДК: 377.09

В статье раскрывается роль этнокультурных знаний в развитии поликультурной личности студентов в условиях образовательной среды высшей школы. Рассматриваются факторы, положительно и отрицательно влияющие на формирование мировоззрения студенческой молодежи, ее ценностные ориентации, конструктивность межнациональных отношений. Приводятся методологические основания проблемы исследования, обозначается основное противоречие, указывающее на необходимость создания современной психолого-педагогической системы развития поликультурной личности. Предоставляются результаты эмпирического исследования, которые отражают зависимость между процессом развития поликультурной личности и уровнем этнокультурных знаний студенческой молодежи. Демонстрируются отдельные результаты многолетнего исследования в нескольких городах Российской Федерации. В процессе исследования выявлены закономерные связи, предложены принципы, обеспечивающие создание эффективных условий для развития поликультурной личности. Подчеркивается значимость системной организации образовательной среды вуза для формирования этнокультурных знаний, целостного развития поликультурной личности. Поликультурная личность выступает своеобразной моделью сохранения и развития конструктивных межнациональных отношений, а также условием национального единства и безопасности государства.

Ключевые слова: поликультурная личность, этнокультурная компетентность, межкультурное взаимодействие, развитие личности, межнациональные отношения, студенты, этнокультурные знания, развитие

Для цитирования: Батарчук Д. С. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ // Педагогические исследования. 2021. Вып. 1. С. 1–21.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 3–21.
  2. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук, О.Л. Подготовка будущего учителя к реализации идей поликультурного образования в диалоговом образовательном пространстве // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2. С. 27–50.
  3. Batarchuk D. S. The Problem of Interethnic Youth Relations in Multiethnic Educational Environment // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2017. № 237.  С. 1589–1592.
  4. Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. 2008. № 1. С. 90–97.
  5. Деркач А.А. Актуальные проблемы акмеологии развития // Акмеология. 2009. № 3. С. 10–16.
  6. Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Берри Д. Социально-психологические основы мультикультурализма: проверка гипотез о межкультурном взаимодействии в российском контексте // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 92–104.
  7. Палаткина Г.В., Сластенин В.А. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: монография. М.: Прометей, 2004. 170 с.
  8. Коваль Н.А., Сахно И.В. Психологическая структура межкультурной компетенции в бизнес-переговорах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 92–96.
  9. Rezunova M. V. The language personality of the lexicographer within a dictionary entry // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4-4. С. 133–135.
  10. Mikheeva T. B. Intercultural Competence of Multicultural Personality of a Student // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. № 16. С. 109–114.
  11. Мильруд Р.П. Культурное самоопределение личности как проблема иноязычного образования // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 404–415. 
  12. Stefanenko T.G. Kupavskaya A.S. Ethno-cultural competence as a component of competence in communication // Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. С. 550–564.
  13. Хотинец В.Ю. Молчанова Е.А. Этнический образ и его изменения в связи с усложнениями межэтнических отношений // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. № 3. С. 87–97.
  14. Хакимов Э.Р. Модель условий поликультурного образования студентов вузов Удмуртии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4 (7). С. 300–303.
  15. Батарчук Д.С. Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 7. С. 17–24.
  16. Zharkynbekova S. On The Formation Of Socio-Cultural Identity Of Ethno-Lingual Processes In Kazakhstan // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. № 58. С. 407–415. 
  17. Борытко Н.М. Антропологическое понимание педагогической ситуации в структуре образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2(97). С. 11–15.
  18. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  19. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др.; Под общ. ред. В. Н. Гурова. М.: Педагогическое общество России, 2004. 234 с.
  20. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. № 6. С. 312.
  21. Лукина А.К. Воспитание толерантности субъектов образовательного процесса // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1(166). С. 43–46.
  22. Деркач А.А. Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования. М.: Изд-во РАГС, 2003 (ОП ИЦ РАГС). 194 с.
  23. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57.

Читать